Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Реализация проекта "Продолжая дело Преподобной Евфросинии Полоцкой"

Дата: 10 июля 2014 в 11:15, Обновлено 5 декабря в 12:33

Организация работы в школе в

рамках инновационной деятельности

«Внедрение модели формирования ценностно-смысловых компетенций участников образовательного процесса посредством организации духовно-просветительской работы»

 Начало проекта - 2014 г.

 окончание - 2017 г.

Недокунева Ирина Валерьевна

Государственное учреждение образования

 «Средняя школа № 18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка»

Заинтересованность педагогов, учащихся и их родителей в наличии и возможности более активного использования духовно-нравственного компонента в системе общего среднего образования является основой актуальности данного проекта. Для реализации проекта была создана творческая группа учителей, чья работа была направлена на усовершенствование системы работы с учащимися и родителями по использованию воспитательного потенциала православия. В неё вошли как учителя-предметники, так и классные руководители, педагоги-психологи школы.

Для обеспечения инновационной деятельности в учреждении образования была разработана программно-планирующая документация в соответствии с существующими нормативными документами.  На этапе внедрения проекта важно оказать поддержку всем участникам инновационной работы, объединить усилия для достижения планируемого результата. Значимую роль для успешной реализации проекта играет Координационный совет, в который вошли представители администрации, руководители творческих групп по различным направлениям, педагоги-психологи школы, библиотекари и руководитель районного ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию «Продолжая дело Евфросинии». Деятельность Координационного совета велась по различным направлениям: аналитическая, информационная, организационно-методическая, консультационная.

          С целью выявления проблем, стартового уровня готовности педагогов к преобразованиям была проведена диагностика «Готовность педагогов к инновационной деятельности». Анализ результатов показал, что по итогам анкетирования «Восприимчивость педагогов к новшествам» было набрано 0,77 балла, что является допустимым уровнем; 78% педагогов чувствуют себя достаточно подготовленными к освоению новшеств в содержании обучения; 22% считают, что они частично готовы к данным преобразованиям.

          Среди наиболее востребованных и полезных для повышения уровня профессиональной подготовленности педагоги называют педагогические советы, школьные семинары и практикумы, самостоятельную работу по самообразованию в рамках заданной темы, посещение открытых уроков и мероприятий коллег. Выходом из сложившейся ситуации может стать организация работы школьных семинаров-практикумов по запросу учителей, районных семинаров по обмену опытом, творческих лабораторий. Педагогический коллектив школы считает, что от личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. Чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться.

Одним из значимых факторов эффективности инновационной деятельности является активная деятельность педагога-психолога.  Для изучения уровня духовно-нравственной воспитанности учащихся 1-4 классов педагог-психолог Спиченок Т.А. в психолого-педагогической диагностике применяет различные методики, которые образуют комплексы, позволяющие получить целостное представление о воспитанности учащегося на данный момент.

Результаты исследования дали нам возможность произвести выборку показателей, с помощью которых выявили учащихся, которые были отнесены в категорию высоконравственных или же со средним уровнем нравственности и   позволили увидеть нам динамику духовно-нравственного развития личности каждого учащегося и коллектива в целом, проанализировать состояние воспитательного процесса и динамику изменений в развитии отдельных качеств личности.

           Педагогом-психологом  Барковской Е.Н. систематически, в течение учебного года для педагогов, родителей, учащихся разрабатывались информационные листки, буклеты по вопросам духовно-нравственного воспитания. В апреле 2017 года был организован семинар-практикум для педагогического коллектива «Система нравственного и семейного воспитания». Нами применялись различные формы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию в семье в рамках программы «Школа жизненного успеха».  Основные направления коррекционно-развивающей работы с учащимися были представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; общешкольные акции, групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и др.

В годовом плане воспитательной работы школы всегда есть место мероприятиям и делам по духовно-нравственному воспитанию. В школе ежегодно проводится общешкольная акция «Оставайся свободным!», в рамках которой проводятся информационные часы, конкурсы листовок, плакатов, стенных газет, классные часы, общешкольные мероприятия, направленные на профилактику негативного влияния тоталитарных сект. Каждый год проводятся кинолектории с различными возрастными категориями учащихся нравственного и патриотического содержания. Огромный воспитательный потенциал имеют акции «Наши дети» - помощь детям из детских домов и приютов, «Рука в руке» – помощь детям-инвалидам, «Помоги четвероногому другу» - сбор корма для животных приюта, «С верой в силу добра»- помощь детям из приемных и опекунских семей, «Журавлик» - изготовление бумажных журавликов и запуск их в день памяти аварии на Чернобольской АЭС. Одна из школьных суббот посвящается теме «Дорога к спасению души». Традиционным стало проведение в октябре в учреждении образования Недели православной культуры под названием «Дорогою добра» .Каждый год проводится тренинг с учащимися группы риска «Умей сказать НЕТ!».

 Ежегодно во время летних каникул на базе школы функционирует профильный лагерь «Православные лучики» с дневным пребыванием учеников 5-6-х классов. Акцент при наборе детей делается на категорию учащихся с высоким уровнем обученности, которые в течение года посещали факультативные занятия по духовно-нравственному воспитанию. Организация лагерной смены рассматривается как возможность укрепления морального, психологического, физического здоровья детей, а также повышения их знаний о православной церкви, законах божьих, истории родного города.

Вся работа координируется районным ресурсным центром по духовно-нравственному воспитанию, созданного в нашем учреждении образовании в 2014 году, когда школа приняла участие в Международном конкурсе «Православная инициатива-2014». Результатом участия стала победа и финансирование разработанного проекта «Продолжая дело Преподобной Евфросинии Полоцкой». На базе центра собран уникальный материал, позволяющий педагогу не только повысить свой уровень компетентности по тематике проекта, но и эффективно работать с учащимися по указанному направлению. В ходе работы над проектом было решено создать Интернет-ресурс (www.sch18-educational-center.guo.by) центра Евфросинии Полоцкой по духовно-нравственному воспитанию. Данный проект способствует укреплению иерархии христианских ценностей, формированию гармоничной духовно-нравственной личности учащихся и взрослых Полотчины, а также людей с ограниченными возможностями.

Мощным источником духовно-нравственного воспитания в школе является православное краеведение. Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать интерес и уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранения. Учителями начальных классов и учителями истории ведется курс занятий «Введение в Полоцковедение» (1-4 классы) и «Полоцковедение» (5-8 классы). В 2014 году школа приняла участие в областном конкурсе «Православное краеведение». Методический сборник с материалами учреждения образования по православному краеведению в рамках системы работы по духовно-нравственному воспитанию был отмечен дипломом I степени. Работа школьной библиотеки по данному направлению в 2016 году была отмечена дипломом 1 степени на областном и дипломом 2 степени на республиканском конкурсе «Библиотека-центр духовности».

Принимая во внимание анализ результатов деятельности культурно-просветительского центра, можно прийти к выводу, что разработанная и реализованная методика краеведческой деятельности помогла расширить воспитательное пространство школы, повысить уровень духовно-нравственного развития учащихся. С 2014 гола на базе центра проводятся детско-взрослые Евфросиниевские чтения. Программа составляется таким образом, чтобы выступления учащихся и взрослых чередовались. Работа чтений проходит в очень доброй и одухотворенной обстановке. По материалам конференций издаются сборники.

          Важным источником нравственного опыта является учебная деятельность. Нравственное развитие учащихся на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Огромные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал по литературному чтению и учебному курсу "Мая Радзіма - Беларусь". В нём содержится большое количество морально-этических суждений, способствующих развитию интереса к истории родной страны, традициям и обычаям белорусского народа, формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.

Хващевская Е.С. возглавляла работу творческой группы учителей начальных классов. Деятельность педагогов была направлена на разработку механизмов, способствующих внедрению модели по формированию ценностно-смысловых компетенций участников образовательного процесса посредством организации духовно-просветительской работы. Результатом данной работы стало создание банка данных об организации инновационной деятельности в учреждении образования. Большое внимание уделялось организационно-разъяснительной работе с учащимися и их родителями об особенностях функционирования школы в инновационном режиме, о содержании, значимости инновационного проекта. Участие классных руководителей в инновационном проекте позволило более детально структурировать воспитательную работу; расширило возможности по использованию опыта других педагогов и освоению новых методик и технологий воспитанности учащихся.

Скурат Ю.Е. возглавляла работу классных руководителей 5-6 классов по программе «Часы духовности: беседы со священнослужителем». Введен специальный курс «Часы духовности», на которых учащиеся работают по специально составленной программе. На занятиях царит доброжелательная атмосфера, учащиеся легко находят общий язык со священослужителем.

          Кулинок О. И. работала над темой «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы». Банк творческих идей был составлен на основе пособий духовно-просветительского содержания, научных публикаций, методических разработок уроков. Так, например, в статье доктора педагогических наук, профессора Георгия Шестуна «Живая тайна воспитания» в работах И.А. Ильина» описаны практические советы педагога, которые позволяют расширить нравственный потенциал урока литературы. Одним из важных направлений в работе над исследовательской деятельностью было создание дидактических материалов нравственного содержания для работы на уроках словесности.  Также интересной видится работа с лексикой евангельского происхождения, которую было решено организовать на стимулирующих занятиях по предмету.

          Формирование духовно-нравственных качеств очень тесно переплетено с предметом "Искусство. Отечественная и мировая художественная культура". Развитие данных качеств может происходить на каждом уроке и на любой теме, считает Фомченко Т.В.  Без искусства человек был бы менее "человечным". Именно это имел в виду великий русский композитор Пётр Чайковский, когда писал, что "искусство создаёт хороших людей, формирует человеческую душу".  Специфика предмета позволяет познакомить детей с традициями таких христианских праздников, как Рождество, Пасха, показать им работы известных художников и иконописцев на данную тему, поучаствовать в тематических выставках.

          Учитель белорусского языка и литературы Кирпиченко Е.А., основательно изучила материалы учебного пособия по белорусскому языку для 5 класса, и увидела, что  учебник насыщен текстами, описывающими природу Беларуси, но при этом единичные упражнения посвящены персоналиям (Тишка Гартный, Франтишек Богушевич), географическим названиям (Беловежская пуща, Нарочь). Учителю кажется интересным и вполне оправданным подбор языкового материала, посвященного знаменитым людям и местам нашего региона (Полоцк, Витебская область). Еще один ресурс - уроки дополнительного чтения. Наиболее удачными в достижении обозначенной выше цели являются книга Виталия Вольского “Путешествие по стране белорусов” и “Сказки астронавта” Раисы Боровиковой. Отрывки из названных произведений учителем использовались и на уроках языка: тексты для работы по определенной теме, викторины, словарные диктанты.

          В достижении поставленной цели большую помощь оказывает и внеклассная деятельность, которая предшествует учебному материалу или, наоборот, является ее логическим результатом. Васильева Е.В. и Приймак А.А., как классные руководители, в своей работе руководствовались тем, что очень важно воспитывать в себе и в своих детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, наслаждаться окружающим миром. Елена Валентиновна  организовала работу классно-семейного клуба «Семья. Духовность. Нравственность». Недостаточное внимание к информированию родителей и привлечение их к духовно-нравственному воспитанию учащихся в семье ведет к утрате нравственных ценностей, потере нравственных устоев семьи, деградации общества.

Инновационный проект, над которым работали педагоги школы, является одной из форм реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью в сфере общего среднего образования. Он призван оказать методическую помощь педагогам и учреждениям образования, как уже вовлеченным в данного рода деятельность, так и только желающим организовать у себя духовно-образовательные и воспитательные проекты. В ходе реализации проекта мы достигли повышения уровня воспитанности участников образовательного процесса и существенные положительные изменения в их духовно-нравственном мире. Одним из приоритетных направлений работы на первой ступени обучения было вовлечение в процесс формирования ценностно-смысловых компетенций родителей учащихся. Учителя начальных классов разработали программу «Азбука духовности» и систему занятий для родительских собраний и совместных мероприятий. Более широко стало использоваться направление работы педагогов по формированию ценностно-смысловых компетенций на предметах гуманитарного цикла («Искусство», «Белорусская литература», «Русская литература»). Опыт работы школы по православному краеведению помогает создать условия для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям. Сегодня материалы по православному краеведению востребованы как в образовательном, так и в воспитательном процессе.

          Педагоги школы принимают самое активное участие в различных районных, областных и республиканских мероприятиях, связанных с популяризацией своего опыта по духовно-просветительской работе. Школа дважды имела возможность представить свой опыт работы на заседаниях Координационного совета по разработке и реализации совместных программ сотрудничества между органами государственного управления и Белорусской Православной Церковью, один из которых походил в Полоцке  9 ноября 2017 года в  нашей школе на базе ресурсного центра имени  Евфросинии Полоцкой. Так же опыт школы был представлен на 3 этапе международного просветительского проекта «Святая Евфросиния – просветительница Руси»  в г. Смоленске в сентябре 216 года.

Запланированные в ходе разработки мероприятия выполнены полностью. В ходе реализации проекта в него вносились незначительные коррективы.

Своим девизом учреждение образования может считать слова В.А.Сухомлинского: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности. Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…».

Мы стараемся создать в школе атмосферу, где есть святыни души.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.