Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!

отчет о работе по ИД за 2015/2016 уч.год

Дата: 18 мая 2016 в 15:07, Обновлено 18 мая 2016 в 15:09

Одной из главных проблем педагогической психологии является духовно-нравственное развитие личности учащихся. Психологическая служба школы — это одно из звеньев, осуществляющих духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. 
В связи с происходящими в обществе социально-экономическими изменениями к современной школе предъявляются совершенно новые требования, выражающиеся, в частности, в том, что ее выпускникам уже недостаточно обладать широкими и разносторонними знаниями, навыками и умениями. Школа переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, вооружающих учащихся только некоторым объемом знаний, на более глубокое личностно-ориентировочное воспитание, дающее школьнику возможность понять особенности своей личности и сформировать навыки активной жизненной позиции, и ставит новые проблемы перед педагогической психологией.
Одной из главных является проблема духовно-нравственного развития личности учащихся. Писатель и педагог С.А. Соловейчик пишет: «Воспитание — это обучение нравственной жизни… Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность — граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, верх — духовность, а она бесконечна…
Будет нравственное воспитание — ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности — не будет ничего, никакого воспитания».
В ГУО «Средняя школа №18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка» большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников. Действует программа, в основе которой лежит воспитание чувств и нравственных отношений, направленная на решение задач, ориентированных на нравственное совершенствование личности, сохранение русских национальных традиций, воспитание культуры поведения и общения. Её целью служит формирование таких личностных качеств в человеке, которые составляют основу взаимоотношений с людьми, обществом и государством.
В реализации программы немаловажная роль отводится практической стороне работы психологической службы школы. В основе деятельности психолога является консультационная, профилактическая и диагностическая направленность.
Педагог-психолог проводит консультации с учащимися, родителями, учителями. Выступает на родительских собраниях и лекториях.
Задачи диагностики уровня сформированности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в образовательном процессе:
• выработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников;
• систематизация информации об уровне сформированности духовно-нравственного развития школьников;
• обеспечение регулярного и наглядного представления информации об уровне сформированности духовно-нравственного развития обучающихся.

Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности
младших школьников
Младший школьный возраст является важнейшим периодом детского развития. Духовно–нравственное развитие личности младшего школьника предполагает осознание ребенка самого себя; развитие личностных механизмов поведения; развитие нравственных представлений, понятий и на их основе моральной оценки; возникновение новых мотивов поступков. Результатом духовно-нравственного развития младших школьников становится нравственная воспитанность.
Интеграция обозначенных качеств создает целостное впечатление о нравственном облике личности, её воспитанности, свидетельствует о всестороннем ее развитии, о высоком смысле ее трудовой и общественной деятельности.
Уровень духовно-нравственной воспитанности – это мера соответствия развитых социально-ценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития.
«Личность ученика сложна и многогранна. Поэтому изучить его можно лишь при условии применения разнообразных методов, и не изолированно один от другого, а в тесной связи и взаимодействии» – пишет педагог Н.И. Болдырев в своей книге «Нравственное воспитание школьников: вопросы теории».
Особенно важным представляется изучение особенностей духовно-нравственной сферы личности младшего школьника, который связан не только с появлением определенных новообразований и переходом к новой деятельности, но и с изменением социального статуса ребенка.
Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности необходима для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.
Цель  исследования: диагностика уровня духовно-нравственных качеств личности учащихся. Сравнительный анализ результатов диагностического обследования за 2014/2015 и 2015/2016 учебные годы.
Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Объект исследования: развитие духовно нравственных качеств личности учащихся 1-4 классов.
Исследование проводилось среди   педагогов начальной школы и  учащихся 1-4 классов
Методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, проективные методы.
    Все результаты выражаются в баллах и фиксируются в таблицах, представленных ниже.

 

 


                                                                                   

Обработав данную анкету, мы видим, что по результатам главным нравственным качеством учащегося, педагоги выбрали «Стремящийся к знаниям и критично мыслящий» -  16 выборов, затем следуют «Добрый, не причиняющий зла живому» -  15 выборов,  «Трудолюбивый и настойчивый» -14  выборов,  «Самостоятельный и законопослушный» - 12 выборов, «Честный и справедливый», «Толерантный» - 10 выборов и т.д. Самое маленькое количество выборов получили такие качества как,  «Смелый и  решительный», «Творящий и оберегающий красоту мира» (Приложение 1. Статистика ответов педагогов представлена в таблице 1 и диаграмме 1)
 
Уровень нравственной самооценки учащихся 2-4 классов находится на высоком уровне.  В ответах преобладает количество положительных ответов, что говорит об устойчивой нравственной мотивации учащихся.  
Диаграмма показывает рост нравственной самооценки  к 2-му классу, к 3-му классу показатели нравственной самооценки незначительно снижаются, к 4-му классу опять повышаются. ( Приложение 2. Статистика ответов учащихся представлена в таблице 2 и диаграммах 2,3.)


 
По результатам, изображенным на диаграмме №4, мы видим, что у большинства испытуемых  (348 отвечающих (73%), средний уровень отношения к жизненным ценностям. Среди основных ценностей, учащиеся выделяют: «Жить в стране где нет войны», «Иметь хороших родителей», «Иметь много друзей», «Иметь домашнее животное».
В представлениях учащихся 2-4 классов о главных человеческих ценностях наблюдается положительная динамика. Духовные ценности преобладают над материальными и  узко личностными  потребностями. 
 4 отвечающих (1%), с высоким уровнем отношения к жизненным ценностям, которые выбрали все 5 положительных ответов; 107 отвечающих  (22%)- ниже среднего уровня; 14 отвечающих  (4%) -низкий уровень отношения к жизненным ценностям, для которых свойственна тенденция эгоистических желаний («Иметь хорошее здоровье», «Иметь хорошую профессию», «Иметь игры которые нравятся», «Иметь много свободного времени», «Жить в богатой стране») (Приложение 3.Статистика ответов учащихся представлена в таблице 3 и диаграммах 4,5).

 

С учащимися 1-х классов проводилась диагностика детских рисунков, с целью определения уровня развития у детей представлений о таких понятиях  как «Доброта», «Дружба», «Трудолюбие», «Честность», «Справедливость» и «Родина». 
По тематике рисунков детей можно условно разделить на реалистов (изображают предметы, природу, события повседневной жизни) и мечтателей (воссоздают свои несуществующие желания и мечты). Чем старше дети, тем чаще они изображают мечты и желания. 
  Итак, первоклассникам  проще всего было рисовать «Дружбу», «Доброту», «Трудолюбие» и труднее, «Справедливость», «Родина», «Честность».
Раскрывая смысл понятий «дружба», дети изображали рисунки, где «люди дружат между собой». Редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся», «уважают друг друга», «понимают друг друга». Часто давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
Доброта в представлении учащихся - «когда всем уступаешь», «когда не дерутся», «когда ты добрый». 
В этом возрасте дети очень реагируют на животных, что отображают на своих рисунках на тему «Доброта», «Трудолюбие» и  «Дружба». Звучали такие ответы детей, как «кормим животных…», «делаем скворечники для птиц…» и т.д.
«Справедливость» вызвала у младших школьников наибольшие затруднения. Большинство отметило, что справедливость-это честность, правда.
Так же в ходе исследования выяснилось, что  учащиеся 1-х классов знают название своей страны, в которой они живут, знают название столицы Беларуси и в какой области проживают, наблюдается такая особенность представлений детей о родном городе: они видели многие достопримечательности, бывали возле них с родителями. Обо всем этом говорит тематика рисунков детей и их названия.  

Выводы и рекомендации:   

Анализируя полученные данные, можно сделать следующий вывод, что учащиеся 1-4 классов имеют начальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, они неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать. У них сформированы  способности, анализировать нравственную сторону своих поступков. Так же учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с другими людьми. Результаты исследования дали нам возможность произвести выборку показателей, с помощью которых выявили учащихся, которые были отнесены в категорию высоконравственных  или же со средним уровнем нравственности.  Результаты диагностики  позволили  увидеть нам динамику духовно-нравственного развития личности каждого учащегося  и коллектива в целом, проанализировать состояние воспитательного процесса и динамику изменений в развитии отдельных качеств личности. 
      В работе с учащимися младших классов по духовно - нравственному воспитанию необходимо  способствовать выработке реальной самооценки, пополнять знания о себе, помогать воспитывать нравственные качества, создавать ситуации, которые дают ученикам почувствовать уверенность в себе, радость от успеха. Эффективность нравственного воспитания младших школьников возможна  при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной и операционной.

Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности
 школьников 5-11 классов

  5-8 классах проведены исследования коммуникативных умений по тесту В.Ф. Ряховского, диагностика преобладающего стиля межличностных отношений по методике Т. Лири. Анализ показал, что в группе преобладают такие стили общения как дружелюбный и альтруистический. 
В старших классах (9-11) проводилось изучение системы ценностных ориентаций личности по методике М. Рокича «Ценностные ориентации». Результаты исследования показывают, что из терминальных ценностей (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) приоритетными является здоровье (физическое и психическое) — из 156 опрошенных на первое место по значимости поставили 76 обучающийся, активная деятельная жизнь — 56 обучающихся, счастливая семейная жизнь, любовь — 24 обучающихся. Из инструментальных (убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) выбирают воспитанность 69 обучающийся, жизнерадостность 58 обучающихся, образованность — 26 обучающихся, твёрдая воля — 3 обучающихся. 
Рекомендации психолога помогают при планировании и выборе методов и форм воспитательной работы и проведении внеклассных мероприятий.
Одна из задач, стоящих перед психологической службой — это способствовать нравственному воспитанию подростков в системе духовно-нравственных ориентаций и моральных стереотипов, формирование толерантности.
В настоящее время все чаще возникают разговоры о толерантном мире без насилия и жестокости. Как воспитывать ребенка, чтобы он вырос человеком, уважающим окружающих его людей. Такое воспитание ребенок должен получать с раннего детства и в семье, и в школе.
Воспитание этого качества происходит ежедневно — это и осознание ребенком неповторимости своей личности, а также личности каждого одноклассника и формирование чувства сплоченности классного коллектива, умения конструктивно вести себя во время конфликта, то есть завершить его без насилия. В этом направлении проведен цикл классных часов «Толерантность в современном обществе» (8-9 классы), «Что такое толерантность?» (5-6 классы).
Воспитывать необходимо не только толерантное отношение к окружающим, но и уважение к культуре, традициям страны, в которой живем. В школе проведена акция «Что я ценю в людях», «Рядом в каждую минуту», «Ладошки помощи». С учащимися 5-7 классов проводились беседы на тему «Скверные слова», «Сквернословие и здоровье». Такие мероприятия воспитывают уважение к языку и речи, как к части культурного наследия нашей страны.
В рамках направления воспитания ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ проводятся классные часы, беседы, ролевые игры-тренинги: «Отказ. Быть уверенным — это здорово!» (9 класс), «Психология привычки» (8-е классы), «Принятие решения и влияние среды» (7-е классы), беседы по профилактике адиктивного поведения во всех класса, Неделя здорового образа жизни и т.д.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях осуществляется на классных часах «Мужество и трусость человека» (5-е классы), «Сила воли закаливает и воспитывает» (6-е классы), «Я учусь управлять собой» (8-е классы).
Формированию творческого отношения к труду, жизни, учению способствуют классные часы по исследованию направленности интересов, профориентационная работа.
Анализируя воспитательную работу школы, мы пришли к выводу, что самым слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья.
Духовно-нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются в семье.
Воспитать развитые духовно-нравственные потребности — главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
•Родители должны осознавать важность духовно-нравственного воспитания детей в семье.
•Родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.
•Родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
•Они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.
Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, преподаваемые педагогами. Помочь родителям в решении задач духовно-нравственного воспитания детей в семье призвана школа, в частности психологическая служба в школе педагогов-психологов.
Взаимодействие психолога с родителями в основном проводится в рамках программы психолого-педагогического сопровождения «Школа жизненного успеха», которые дают возможность вести просветительскую, диагностическую и даже коррекционную работу.
Проведенные анкетирования, беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников (89,5%) считают себя православными людьми, однако, они плохо представляют себе православное учение, нечасто бывают в храме, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру. К тому же у родителей очень мало (или совсем отсутствуют) знаний о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Проведённые опросы учащихся показали, что семья для многих ребят является особой ценностью в их жизни. Каждому ребёнку нужна семья, дом, в котором ему в первую очередь психологически комфортно, надёжно, эмоционально спокойно, он хочет любви, понимания, уважения. Так, на вопрос: «Что тебе дороже всего в жизни?» 60% ответов пятиклассников были связаны с семьёй (семья, потому что они все родные; она меня воспитывает, заботится; мама, она самая добрая в мире; она не ругает за проделки, всё понимает; родители, они всегда помогут в беде и т. д.). Среди ответов были и такие: учёба, книги, жизнь (10% ответов), потому что можно умереть, попасть под машину, заболеть. Среди ответов учащихся шестых классов было большее разнообразие: на первом месте — жизнь, здоровье; на втором — друзья, дружба; на третьем — нравственные качества: доброта, совесть, честность, уважение; далее — семья, родители, родные. Единичными были ответы: купить машину, получить образование, иметь драгоценности, хорошую работу, книги, животных и т. д.
На вопрос: «Что тебе больше всего нравится в твоей семье?» ребята отмечают: доброта (81%), внимание (40%), помощь ребёнку, друг другу (60%), ум родителей, родственников (41%), честность (31%), трудолюбие (36%), весёлость (23%). Вот ответы на уточняющий вопрос: «А что пожелали бы своей семье?»: веселья, хорошего настроения, радости, улыбок; быть вместе, праздники и выходные вместе проводить, играть, гулять; чтобы все были здоровы; больше денег, богатства; были бы ещё братик или сестра.
Духовно-нравственное воспитание в основной школе (5–8 классы) строится на формировании позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы, учить восприятию и пониманию ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор», а также соблюдение традиций школы.
Изучение уровня воспитанности (нравственные знания, нравственные убеждения, нравственное поведение) учащихся 5-11 классов показывает, что высоким уровнем сформированности нравственных качеств обладает 35% учащихся, хорошим уровнем — 44%, средним — 20%, низким – 1%. Результаты обследования показывают, что нравственное самосознание подростка характеризуется сложным, неоднозначным характером взаимосвязи с различными вариантами средовой адаптации, своеобразным в зависимости от гендерной специфики. В этом возрасте особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания в семье.
Немало таких отцов и матерей, которые «чувствуют» критическую ситуацию, обращаются за помощью и прислушиваются к советам. В нашу задачу входит не только определение, но и целенаправленное изучение воспитательного потенциала семьи, зная который, можно максимально помочь родителям в преодолении трудностей взросления их собственного ребёнка. Для этого необходимо:
•Помочь родителям осознать необходимость решения проблемы.
•Доказательно убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения на проблему.
•Дать конкретные рекомендации по решению возникшей проблемы.
•Продумать и организовать наблюдение за решением возникшей проблемы.
•Поддержать родителей и ребёнка, помочь им поверить в возможность выхода из проблемной ситуации.
•Свести к минимуму отрицательное влияние семьи на ребёнка и максимально продемонстрировать положительное влияние семьи на ребёнка.
Помочь родителям в трудностях взаимоотношений со взрослыми детьми может педагог-психолог либо на индивидуальных психологических консультациях, либо на родительских собраниях. Например, были проведены родительские собрания на темы: «Пути самоутверждения подростка», «Как воспитать уверенность ребёнка в своих силах», «Как стать авторитетом для своего ребенка», «Толерантность — часть нравственной культуры человека?», «Мир компьютера: миф или реальность?».
Ведётся работа и непосредственно с подростками. Проводятся индивидуальные беседы, классные психологические часы (3 встречи с учащимися 5-9 классов): по проблемам добра и зла, по обсуждению готовности к трудным жизненным ситуациям, о вредных привычках (просмотр и обсуждение видеофильма о вреде алкоголя, наркомании, табакокурения) и т.д. 
На старшей школьной ступени формируется представление о человеке в современном мире, обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Для учащихся 11 — классов разработана программа психологического сопровождения в процессе подготовки к экзаменам. В течение года проводятся психологические развивающие занятия в форме классных часов, на которых отрабатываются навыки уверенного поведения, сопротивляемость стрессу, навыки самоконтроля с опорой на внутренние резервы развития гармоничной личности.
Невозможно точно подсказать родителям, сколько часов в день, неделю надо заниматься воспитанием чувств. Ясно одно, что оно осуществляется непрерывно изо дня в день, что вся атмосфера жизни семьи, её психический настрой, дух семьи влияют на детей совокупностью своих слагаемых, хороших и плохих. И практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.
Общая перспектива нашей работы по духовно-нравственному воспитанию как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь как школы, так и семьи. Воспитание духовной личности возможно только при совместных усилиях образовательного учреждения и семьи.

Работа учреждения образования в 2015/16 учебном году по различным направлениям
В годовом плане воспитательной работы школы  всегда есть место мероприятиям и делам по духовно-нравственному воспитанию. В школе  ежегодно проводится общешкольная акция «Оставайся свободным!», в рамках которой проводятся информационные часы, классные часы, конкурсы листовок, плакатов, стенных газет, общешкольные мероприятия, направленные на профилактику негативного влияния тоталитарных сект. В 2015 году проведено 17 кинолекториев с различными возрастными категориями учащихся нравственного и патриотического содержания, посещение кинотеатра Родина и просмотр подборки фильмов о Полоцке.
В 2015/16 учебном году проведено 25 мероприятий по данному направлению, в них приняло участие 845 учащихся. В 8-9 классах прошли тематические родительских собрания «Ненасилие в семье». Была организована выставка фотографий «С улыбкой по жизни». Одна из школьных суббот была посвящена теме «Дорога к спасению души».
Проведено 129 мероприятий, акций, приуроченных к Дню семьи, Дню матери, Рождественским встречам и Пасхальным вечерам, в которых приняли участие 1325 учащихся, 549 родителей. 
Огромный воспитательный потенциал имели акции «Наши дети» - помощь детям из детских домов и приютов, «Рука в руке» – помощь детям-инвалидам,  «Помоги четвероногому другу» - сбор корма для животных приюта, «С верой в силу добра»- помощь детям из приемных  и опекунских семей, «Журавлик» - изготовление бумажных журавликов и запуск их в день памяти аварии на Чернобольской АЭС (Приложение 4. Фото 1-7).
Ежегодно во время летних каникул на базе школы функционирует профильный лагерь «Православные лучики» с дневным пребыванием учеников 5-6-х классов. Акцент при наборе детей делается на категорию учащихся с высоким уровнем обученности, которые в течение года посещали факультативные занятия по духовно-нравственному воспитанию. Организация лагерной смены рассматривается как возможность укрепления морального, психологического, физического здоровья детей, а также повышения их знаний о православной церкви, законах божьих, истории родного города. Школьный лагерь представлял собой открытую систему, которая взаимодействовала с социальным окружением как микрорайона, так и города.
Профиль лагеря определил и основное содержание работы. Работу лагеря курировал священнослужитель Богоявленского собора отец Марк, который проводил мероприятия не только на базе школы, но и в стенах храма. Учащиеся не только посещали Богоявленский собор во время экскурсий, проводимых отцом Марком, но и принимали участие в службах, что позволило расширить их знания в вопросах православия и более детально изучить историю своего родного города. 
Сотрудничество со Спасо-Евфросинниевским монастырём, которое поддерживает и курирует настоятельница игуменья Евдокия, также способствовали воспитанию учащихся. Во время посещения комплекса дети смогли не только получить познавательную информацию о храме и его служителях, но и сами некоторое время придерживались правил монастыря, так как было получено разрешение на участие в определённых работах.  Благодаря этому учащиеся смогли стать не просто сторонними наблюдателями происходящего, но и непосредственными участниками событий. 
Сознательное посещение лагеря «Православные лучики» позволяет школьникам получить интересующую их информацию не просто от знающих людей, но и от людей непосредственно участвующих в тех событиях и делах, о которых они рассказывают. 
Работа лагерной смены практически реализовала поставленные задачи: в течение всего периода функционирования профильного лагеря «Православные лучики» проводились содержательные мероприятия по укреплению морального, психологического и физического здоровья детей, воспитанники осознанно воспринимали информацию об истории Полоцка и православной церкви, о православном краеведении нашего региона. Знания, полученные школьниками во время лагерной смены, стали надёжной основой для дальнейшего постижения азов православия.
Учреждением образования в 2015/16 учебном году продолжена работа творческих групп по проведению занятий «Азбука духовности» в 1-4 классах и «Часы духовности» в 7-11 классах. Учителями откорректирована тематика и программное содержание этих часов, систематизированы наработки по всем темам, собран и оформлен в сборники материал для подготовки  и проведения классных часов духовно-нравственного содержания. Все материалы находятся в ресурсном центре на базе Евфросиниевского зала и на сайте ресурсного центра в сети Интернет (www.sch18-educational-center.guo.by) (Приложение 4. Фото9-11).  
 Не первый год  на базе зала Преподобной Евфросинии Полоцкой  работает творческая группа педагогов школы. Они считают, что огромная роль в нравственном воспитании принадлежит краеведению. Это самая доступная сфера творческой деятельности ученика и учителя. Каждый учитель использует краеведческий материал с целью воспитания любви к родному краю, чувства гордости за свой народ. Работа культурно-просветительского центра, проводимая в данном направлении, способствует формированию основ духовной культуры личности школьника, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека как гражданина.
Целью работы  творческой группы было расширение возможности педагогов и учащихся для участия в научно-исследовательской  и творческой  деятельности, их саморазвития и самореализации в духовной сфере, через привлечение их к краеведческой работе.  За время работы были решены все поставленные задачи.
Во время подготовительного этапа:
1. Изучена и проанализирована проблема развития духовного потенциала учащихся.
2. Проведена систематизация литературы по духовно нравственному воспитанию на базе зала Преподобной Евфросинии Полоцкой.
3. Разработаны:
    «Визитка  для культурно-просветительского центра по духовно нравственному воспитанию на базе зала Преподобной Евфросинии Полоцкой» (Приложение 5);
    «Памятка  по духовно нравственному воспитанию школьников»
    Сувенирная продукция (закладки для книг) (Приложение 6);
4.Выбран инструментарий исследовательской работы и составлен календарный план (Приложение 7).
Во время исполнительного этапа:
1.Реализован план паломнических маршрутов, разработанный  с целью исследования исторических событий, связанных с духовной жизнью народа.
2.Освоено 5 маршрутов:
Маршрут № 1: По святым местам Полоцкой и Глубокской епархии (г. Глубокое – г. Браслав – г. Дисна) (Приложение 8. Фото 12-13).
Маршрут № 2: По святым местам г. Полоцка (Спасо-Евфросиньевский монастырь, храмы г. Полоцк) (Приложение 9. Фото 14).
Маршрут № 3: Храмы, освященные в честь Господского цикла двунадесятых праздников (Свято-Богоявленский собор в г. Полоцк -Храм Преображения Господня д. Шпаковщина -    Храм Вознесения Господня  в д. Азино -    Храм Сретенье Господня и преподобного Серафима Саровского г.п. Ветрено.)
Маршрут № 4: Храмы, освященные в честь святых и икон (Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Полоцке -    Храм Святого Архангела Михаила в г. Новополоцке -    Храм иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Новополоцке -    Храм великомученика и целителя Пантелеимона в г.п. Боровуха - Часовня иконы Божией Матери «Взыскание погибших» г.п. Боровуха.)
Маршрут № 5: По святым местам Полоцкого благочиния (Приходы Полоцкого благочиния)
3. Проведены исследования по выбранным направлениям и оформлены их результаты (промежуточные и итоговые отчеты).
    Участие в XIV Свято-Евфросиньевских педагогических чтениях (г. Полоцк, 29-30 октября 2015 г.)
    Участие в  международной научно-практической конференции посвященной 170- летию со дня рождения Н.Я. Никифоровского (г. Витебск, 5 ноября 2015 г.)  Доклад: «Дорога к храму: православное краеведение как фактор духовно-нравственного воспитания»
    Участие в Витебских Богородично-Рождественских образовательных чтениях (к 1000- летию памяти святого князя Владимира) «Традиции и новации: культура, общество, личность» (г. Витебск, 23 декабря 2015 г.). Доклад: «Дорогою добра: из опыта работы школы по православному краеведению»
    Участие в республиканском семинаре «История православия родного края: опыт и методика изучения» (г. Минск, 24 марта 2016 г.). Доклад: «Дорога к храму: православное краеведение как фактор духовно-нравственного воспитания»
    Участие в работе семинара в рамках международного проекта «Святая Евфросиния – просветительница Руси» (г. Полоцк, 29 марта 2016 г)
    Участие в Х краеведческих чтениях учащихся «Наследие Полоцкой земли». (г. Полоцк, 31 марта 2016 г.). Презентация поисково-исследовательской работы «Дорога к храму: путеводитель по святым местам полоцкой земли. Полоцкое благочиние» (Приложение 10. Фото 15-17);
    Проведение конкурса-выставки компьютерного рисунка “Светлая Пасха” среди 6-х – 9-х классов. (Приложение 11);
На завершающем этапе проводилось внедрение результатов исследования в практику
1.    Обобщен полученный опыт и разработана технология внедрения результатов деятельности в другие сферы воспитательного процесса.
2.    Разработан электронный образовательный ресурс «Дорога к храму: путеводитель по святым местам полоцкой земли. Полоцкое благочиние»
3.    Собранные краеведческие материалы использовались для развития мотиваций у обучающихся к участию в духовно-краеведческой работе (Фото-отчеты, материалы для проведения экскурсий) и во внеурочной деятельности.
Принимая во внимание анализ результатов деятельности культурно-просветительского центра, можно прийти к выводу, что разработанная и реализованная методика краеведческой деятельности помогла расширить воспитательное пространство школы, повысить уровень духовно-нравственного развития учащихся.
Перспективы:
1. Продолжить работу по духовному краеведению с использованием разработанных методик проведения работы.
2.Привлечь учащихся к участию в фестивалях и конкурсах самостоятельных исследовательских работ.
3. Разместить электронный образовательный ресурс «Дорога к храму: путеводитель по святым местам полоцкой земли. Полоцкое благочиние» их на сайте школы.
В  2015/2016 учебном году  продолжилась работа школы  по реализации разработанного  ранее проекта «Продолжая дело Преподобной Евфросинии Полоцкой». В рамках реализации проекта учителями школы в сентябре 2015 года была совершена паломническая поездка «Святыни Полоцкого края», в ходе которой были посещены  храмы   Полоцк,  Глубокого,   Браслава и Дисны   (Приложение 12.Фото 18-20).
5 июня 2015 года в городе проводился 1 детский  региональный фестиваль  «Евфросинии – через столетия». Коллективу школы была оказана честь открывать фестиваль (Приложение 13. Фото 21-22).
 В продолжении празднеств дней памяти Преподобной Евфросинии Полоцкой 10 июня 2015 года  на базе центра по духовно-нравственному воспитанию в школе  состоялись  II детско-взрослые Евфросиниевские чтения   ( Приложение 14. Фото 23-24). Программа была составлена таким образом, чтобы выступления учащихся и взрослых перемежались. Работа чтений прошла в очень продуктивно, спокойно и завершилась совместным пением в честь Преподобной Евфросинии. Преподобная стремилась нести добро, учила людей, дарила радость, просвещала. Все участники получили сертификат и открытку с изображением Преподобной. По материалам конференции был издан сборник.
 Учителя школы активно пропагандируют свой опыт работы по духовно-нравственному воспитанию на различных конференциях и чтениях. Так, в  ноябре на XIV Республиканских Свято-Евфросиниевских  педагогических чтениях  2015 года в ходе работы секции педагогов Полоцка  Шавель С.А., учитель истории, поделилась опытом работы по организации работы духовно-просветительского центра «Продолжая дело Преподобной Евфросинии». Она же 5 ноября принимала участие международной научно-практической конференции, посвященной 170-летию со дня рождения исследователя, краеведа Никифоровского г. Витебске с докладом «Дорога к храму: православное краеведение как фактор духовно-нравственного воспитания».  Дорошкевич Т.М. представляла опыт работы духовно-просветительского центра Преподобной Евфросинии Полоцкой на региональных рождественских чтениях «Традиции и новации: культура, общество, личность» в г.п. Ушачи 27 ноября  2015 года.  Материалы о работе центра были отправлены на конкурс мультимедийных презентаций «Православная инициатива» в развитии моего края». 23 декабря 2015 года  в Витебских Богородично-Рождественских  образовательных чтениях (к 1000-летию памяти святого князя Владимира) В работе секции приняли участие 4 педагога  школы: Дорошкевич Т.М.(учитель русского языка и литературы) с докладом «Создание культурно-просветительского центра как фактор повышения духовно-нравственного потенциала участников образовательного процесса», Сахарова А.П. (заведующая школьной библиотекой) «Роль книги в духовно-нравственном воспитании  из опыта работы), Ветрова И.И. (учитель русского языка и литературы)  «Система работы классного руководителя по военно-патриотическому воспитанию учащихся», Шавель С.А. (учитель истории) с докладом «Дорогою добра: из опыта работы школы православному краеведению».  Так же Дорошкевич Т.М. представила опыт работы районного ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию  на 1 республиканских рождественских чтениях в г. Минске  2 декабря 205 года. 24 марта 2016 года в рамках празднования «Дня православной книги» состоялся семинар «История Православия родного края: опыт и методика изучения». Руководитель ресурсного центра преподобной Евфросинии Полоцкой Шавель С.А. выступила с докладом «Дорогою добра: из опыта работы школы православному краеведению» (Приложение 15. Фото 25-26).  
За прошлый год учителя школы  продолжали обучаться  на различных тематических семинарах и курсах по духовно-нравственному воспитанию.    Так, Ловшенко Г.Л. с 15.06.2015 по 19.06.2015 приняла участие в работе тематических курсов повышения квалификации на базе Академии последипломного образования «Основы православной культуры».
Администрация школы постоянно оказывает содействие в пополнении фонда школьной библиотеки и фонда ресурсного центра на базе зала Евфросинии Полоцкой литературой по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях белорусского народа.  Среди новой литературы, приобретенной для ресурсного центра Евфросинии Полоцкой, хочется отдельно отметить серию книг «Святые» (Приложение 16. Фото  27-28) (пока 33 тома), журналы серии «Православные храмы». 
Своим девизом учреждение образования может считать слова В.А.Сухомлинского: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности. Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…». Мы стараемся создать в школе атмосферу, где есть святыни души.
Работа школьной библиотеки
Духовность и нравственность являются самыми важными и базисными характеристиками личности. Под духовностью подразумеваются ценности человека и его устремленность к избранным целям, под нравственностью – совокупность общих принципов поведения людей по отношению к обществу и друг к другу. Духовно-нравственное воспитание обучающихся лежит в основе всех их поступков, определяет их характер и систему ценностей, формирует облик их личности.
Воспитать такого человека без книг невозможно. 
И это не случайно, ведь нравственное развитие в человеке связано с его духовным развитием. Воспитанный человек и человек читающий книги никогда не сойдет с правильного пути, не станет наркоманом, алкоголиком и т.д. И именно поэтому зачастую библиотеку называют храмом книги, а само слово храм ассоциируется в сознании человека с духовным храмом, следовательно, духовное просвещение и есть ведущее место в библиотеке.
Поэтому одним из приоритетных направлений, по которому работает библиотека школы, духовно-нравственное просвещение детей, их родителей и педагогов путём создания социокультурной среды, ориентированной на традиционные ценности отечественной культуры. 
Способствовать духовно-нравственному воспитанию школьников библиотека старается в процессе традиционного библиотечного обслуживания. 
Основная задача нашей работы:
•    планомерная рекомендация лучших образцов духовно-нравственной литературы, воспитания с юных лет у читателя художественного вкуса и читательской культуры, используя для этого различные формы и методы библиотечной работы.
Духовно-нравственное воспитание мы в своей работе начинаем с самого простого, с самого малого. В школе, уже начиная с первого класса, дети учатся бережному отношению к учебным и художественным книгам. При самом первом посещении библиотеки дети знакомятся с тем, как правильно обращаться с книгой. В школе постоянно проводятся беседы о правильном хранении и использовании книг, проводятся рейды по проверке учебников. Дети всех возрастов участвуют в ремонте книг. Уже в этом воспитывается бережливость, умение любить и ценить книгу.
В соответствии с планом воспитательной работы школы библиотека участвует в подготовке классных часов и внеклассных мероприятий.  Сотрудничая с классными руководителями, завучем по воспитательной работе, библиотека проводит следующие массовые мероприятия: 
•    выставки книг различной тематики, 
•    беседы, 
•    громкие чтения, 
•    конкурсы, 
•    литературные игры, 
•    обзоры, 
•    викторины. 
Чтение - процесс  индивидуальный, тесно связанный с развитием личности ребенка.  Поэтому в центре внимания – индивидуальная работа с читателями. Ведется она планомерно и систематически: во время обмена книг, на переменах после уроков, на классных  часах. 
Одной из  форм знакомства и привлечения учащихся к духовной литературе  – это беседы-рекомендации возле книжных выставок:
  «Нябесная заступніца зямлі Беларускай” – это выставка о жизненном пути Евфросинии Полоцкой, где представлена литература, имеющаяся в библиотеке (Приложение 17. Фото 29). Эта выставка действует постоянно. Ежегодно в дни памяти Евфросинии Полоцкой учащихся школы мы знакомим с новыми книгами о Евфросинии Полоцкой, поступившими в библиотеку.  
Последнее время было издано некоторое количество сборников белорусской поэзии: “Бярозавая рунь”, “Краіну родную люблю”, “Сучасная беларуская паэзія”, в которых представлены лучшие произведения белорусских поэтов, в том числе и стихи о Евфросинии Полоцкой. 
Выставка-просмотр таких книг прошла в духовном центре имени Евфросинии Полоцкой, который существует в нашей школе и очень помогает в нашей работе. Благодаря знакомству с этими книгами старшеклассники не только знакомяться со стихами, но и лучше узнают имена белорусских поэтов (Л. Рублевская, В. Шнип, Е. Янищиц) (Приложение 18. Фото 30-31). 
В течение всего учебного года интерес к необычной судьбе нашей великой полочанки, просветительницы, меценатки, игуменьи, основательницы Спасской обители не ослабевает. 
Ежегодно в библиотеке с начала учебного года традиционно оформляется календарь государственных праздников, праздничных дней, памятных дат.
Традиционным стало в библиотеке отмечать праздник день Матери. 
В Республике Беларусь отмечают День матери в середине осени — 14 октября. Мы в школьной библиотеке также не оставили без внимания это событие. К нам на праздник «“Самая прекрасная из женщин – женщина с ребёнком на руках”  мы пригласили учащихся 4-х классов. В интересной познавательной форме с использованием мультимедийной презентации ребята познакомились с историей этого праздника.
 Ведь дата празднования Дня матери 14 октября выбрана не случайно. Православная церковь в этот день празднует Покров Пресвятой Богородицы. Примечательно, что именно в нашей стране празднование Дня матери приурочено к этому православному празднику. По преданию, в 910 году в Иерусалиме во время богослужения произошло явление Богородицы. Люди увидели Божью Матерь в небе. Она словно накрыла молящихся белым покрывалом, тем самым защищая их, как своих детей. Удивительно, что только в нашей стране День матери отмечается как память об этом событии.
По ходу мероприятия мы вместе с ребятами вспомнили  пословицы о маме, рассказали им о тяжелой судьбе матерей в годы Великой отечественной войны. Благодаря книжной выставке «Я гимны матери пою», также организованной к этому празднику, были не забыты и имена поэтов, писателей, которые в своём которые в своём творчестве неоднократно обращались к теме матери. 
 В конце мероприятия, возвращаясь к мультимедийной презентации, ребята увидели какие прекрасные полотна создавали художники, одухотворённые материнской любовью 
Не остаются без нашего внимания и даты  основных религиозных праздников. В канун православных праздников были проведены беседы, информационно - познавательные часы, уроки духовности:  «Покров Пресвятой Богородицы»; «Дмитриевская родительская суббота»,  «Великий пост»,  «Свет воссиял великий»; «День Святой Троицы»
Ко Дню Православной книги была организована и представлена книжная выставка “Духовных книг Божественная мудрость”. Благодаря выставке учащиеся старших классов смогли ближе познакомится с историей праздника из информационного буклета, изданного специально для этой даты.
 На книжной выставке были также представлены книги Бориса Ганаго. 
Для учащихся начальной школы было разработано мероприятие “Семейные вечера с Борисом Ганагой”. Знакомство с книгами  “Об образе Божием”, “Детям о крещении”, “Детям о любви”, “Детям о дружбе”, “Детям о вере”. “Детям о труде”. “Детям о любознательности” – это откровенный разговор о победе света и добра, о милосердии, о главных вопросах бытия.
Причем, вечные темы, поднимаемые автором – темы любви, веры, добра и зла – подкрепляются разнообразнейшими случаями из жизни людей различных эпох и настолько интересны и небанальны, что хочется читать, читать, читать – не останавливаясь, поэтому эти книги мы представили, проводя с учащимися младших классов громкие чтения  с последующим обсуждением этих книг.
Обзоры, рекомендации, обсуждение таких книг никого не оставляют равнодушными. 
Именно на таких книгах мы сможем действительно воспитать настоящих граждан нашей страны.
Художественные произведения учат учащихся любить друг друга, любить и ценить творчество и труд, воспитывают у детей любовь к своей Родине, уважение к её истории. Воспитание духовности начинается с формирования познавательного интереса как одного из важных мотивов самообразования.
Ведь в детстве хорошие книги учат сердце быть добрым и чутким. 
 Совершая литературное путешествие «Герои книг в камне и бронзе» ребята по ходу мероприятия сами создавали книжную выставку, обсуждая и анализируя поступки литературных героев. Начиная от героини сказки Г.Х. Андерсена «Русалочка» и, заканчивая книгой Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», ребята отвечают на вопрос «Почему они достойны памятников?».  
В речи ребят все чаще звучат слова – благородство, милосердие, любовь, доброта, сопереживание.  В таких казалось бы традиционных мероприятиях рождается творческая,  духовно богатая личность.
 Чтение, как известно, стимулирует эмоциональное, физическое и социальное развитие. От того, какие книги читают дети в детстве и юности, во многом зависит, какими они станут в будущем. 
В этом учебном году были изданы информационно-рекомендательные списки литературы: “ 100 добрых книг для детей”, “Самые лучшие книги о детстве”, подборка стихов ко Дню Матери  “Лучше мамы в мире нет”.
Роль школьной библиотеки в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения огромна. Ведь как важно достучаться до сердца подростка, найти ключ к его сердцу, поднять его до определённого нравственного уровня. Этические уроки, диспуты «Дорогою добра», «Да, жалок тот, в ком совесть нечиста», «Зависть, ложь», проводимые в библиотеке, учат наших учащихся мудрости, терпению, доброте.
Милосердие, сострадание – это одни из важнейших нравственных качеств человека. Если человек откликается на чужую боль, его сердце никогда не очерствеет и он будет по-настоящему красив. Вот такой удивительной силой обладает душевная, духовная красота!
Эти качества как нельзя лучше наши учащиеся понимают, открыв для себя серию книг “Чтение для души”: “Преданность людям”, “Добрые чувства животных”, “Сострадание к животным”, “Верность своим близким”  
Знакомство с этими книгами прошло у нас в библиотеке  под девизом  “Прочел сам – посоветуй друзьям” 
Это истории о преданности, неравнодушии, бескорыстии и других душевных качествах наших меньших братьев, которые не задумываются, как поступить, когда их близкие – дети, родители или даже хозяева – нуждаются в помощи, а сразу же стараются её оказать. Животные не могут отличить добро от зла, понять, кто прав, а кто виноват, сделать правильный или неправильный выбор: они действуют по инстинктам, переданным родными по наследству. Но нередко получается так, что поступки неразумных животных трогают сердце и заставляют задуматься наделенного разумом человека. Именно это, мы стараемся донести до наших ребят, рекомендуя к чтению эти книги.
Книжный фонд нашей школьной библиотеки из года в год пополняется новой  духовной и православной литературой. 
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует основу личнос¬ти, благотворно влияя на все стороны и формы вза¬имоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирова¬ние гражданской позиции, патриотическое самосознание и семей¬ную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмо¬циональное состояние и общее физическое и психи¬ческое развитие.
В этом учебном году мы продолжаем знакомство учащихся с вновь приобретёнными  книгами серии «Святые. Семейная коллекция» (Приложение 19. Фото 32).
Предлагаемые материалы состоят из презентаций, текстов бесед и викторин к ним. 
Мероприятия по знакомству с некоторыми из этих книг мы приурочили к памятным знаменательным датам.
Например: февраль по праву можно назвать патриотическим (8 февраля – День юного героя-антифашиста; 15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов; 23 февраля – День защитников Отечества) поэтому и беседу-обзор мы назвали «Непобедимые воины» о жизни и подвигах Георгия Победоносца, Ильи Муромца, Александра Невского, Федора Ушакова.
В апреле (7 апреля – Всемирный день здоровья) подготовлена и проведена беседа «Святые целители» о Матроне Московской, Целителе Пантелеимоне, Иоанне Кронштадском.
В мае (15 мая – Международный день семьи) прошла беседа «Образец христианской семьи» о Петре и Февронии.
Детям необходима такая литература, которая преподаст истины и заповеди христианства в такой форме, в какой человек привык читать в миру; такая литература, где показано преодоление страстей и грехов, где есть счастливый конец, где человек побеждает самого себя, а также литература с хорошим динамичным сюжетом. 
Помощь библиотеки по изучению православной культуры и активному освоению духовных и нравственных ценностей становится более привлекательной, если позволяет параллельно знакомить и учить ребят через нетрадиционные носители информации, используя новейшие технические средства. 
 Для этого мы используем в подготовке к мероприятиям мультимедийное пособие «Дорога к Храму» - это сборник просветительских материалов и видеопрограмм, которое помогает нам вести разговор о православии с современными детьми на современном языке. Корректно, ненавязчиво.  
Школьная библиотека должна стать особой  воспитательно-образовательной средой, местом творческого сотрудничества всех участников школьной жизни, центром духовно-нравственного воспитания. Очень важно помочь ребенку сформировать свое нравственное чувство, способность отличать добро от зла, духовно пробудить, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного мира, научить правильно относиться к своим даже самым сложным жизненным ситуациям, развить у ребенка правильную жизненную ориентацию, способность видеть в себе свои недостатки и бороться с ними, сформировать у ребенка правильное представление о том, кто такой хороший человек, какими он наделен качествами.
Главное - вселить в детей веру, веру в человечность, воспитать нетерпимость к несправедливости, готовность вступить в борьбу с подлостью и обманом.
Работа учителей творческой группы
Хващевская Е.С. возглавляла работу творческой группы учителей начальных классов. Деятельность педагогов-инноваторов  в 2015/2016 учебном году была направлена  на разработку механизмов, способствующих внедрению модели по формированию ценностно-смысловых компетенций участников образовательного процесса посредством организации духовно-просветительской работы. Этапы  реализации проекта способствовали решению следующих  задач:
-формировать информационно-просветительскую систему школьного воспитания;
-способствовать развитию уровня информационной компетентности участников педагогического процесса в области  духовно-нравственного содержания;
-выстроить перспективу взаимодействия с родителями для решения педагогических задач, связанных с духовно-нравственным воспитанием детей;
-создать условия для использования эффективных форм и методов взаимодействия с семьями обучающихся через привлечение их к совместной деятельности по реализации проекта, повысить роль семьи в образовательном  и воспитательном процессе школы.
С сентября по апрель 2015/2016 учебного года проходил 2-й этап реализации инновационного проекта. С  целью успешного осуществления проекта в  сентябре 2015 года в школе сформирована творческая группа учителей, осуществляющая инновационную деятельность, которая проводила работу по изучению научно-педагогической литературы по нововведению, изучала передовой педагогический опыт школ  Республики Беларусь по внедрению модели формирования ценностно-смысловых компетенций участников образовательного процесса посредством организации духовно-просветительной работы в учреждениях образования. Результатом данной  работы стало  создание  банка  данных об организации инновационной деятельности в учреждении образования.
На основании данных диагностики уровня ценностно-смысловых компетенций родителей, систематизации имеющихся материалов выделены основные направления деятельности, составлен поэтапный план работы учителей начальных классов  - участников инновационного проекта.
В ходе инновационной деятельности участниками проекта предоставлены разработки мероприятий, интерактивных форм работы   по духовно-нравственному воспитанию школьников.
1-е классы:
•    игра «Будем знакомы»;
•    час сердечного общения «О родных и близких людях с любовью»;
•    КТД  «Посиделки на завалинке» (родители+дети+школа).
        2-е классы:
•    праздник «Моя мама  - лучшая на свете»;
•    праздник «К нам приходит Рождество»;
•    праздник «Путешествие на мамину полянку»;
•    экскурсия в Спасо-Евфросиньевский монастырь.
         3-е классы:
•    праздник «История Рождества»;
•    родительско-учительский капустник «Праздники и будни нашей жизни»;
•    экскурсия на предприятия, где работают родители.
          4-е классы:
•    игровая программа «С любовью к маме»;
•    праздник «Семейный альбом»;
•    праздник «Прощай, начальная школа».
Большое внимание уделялось организационно-разъяснительной работе с учащимися и их родителями об особенностях функционирования школы в инновационном режиме, о содержании, значимости инновационного проекта. Проведены родительские собрания для родителей учащихся 1-4 классов: 
•    лекторий «Родители – главные воспитатели» (1-е классы);
•    родительское собрание «Педагогика понимания» (3-е классы);
•    круглый стол «Воспитание вежливости и скромности у ребёнка» (4-е классы).
Предусмотрен обмен опытом педагогов, взаимопосещение мероприятий (Приложение 20. Фото 33-34).
Участие  классных руководителей в инновационном проекте позволило более детально структурировать воспитательную работу; расширило возможности  по использованию опыта других педагогов и освоению новых методик и технологий воспитанности учащихся. В результате уровень теоретической подготовки педагогов повысился. Они познакомились с многообразными формами, методами и средствами работы с учащимися, родителями  в классных коллективах, а практическое включение новых информационных технологий в воспитательный процесс повысило уровень информационной культуры учащихся и родителей и способствовало включению их в новые виды деятельности.
Социальная значимость воспитания духовных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку именно от духовности общества зависит его будущее.
Отталкиваясь от общественных, нравственных и духовных ценностей, главной своей задачей считаем воспитание  у детей стремления находиться в непрерывном диалоге с культурой, искусством, формирование  желания освоения все новых и новых её пластов.
Решению обозначенных задач не в состоянии помочь разовые меры, необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по духовно-нравственному воспитанию.
Скурат Ю.Е. возглавляет  работу  классных руководителей 5-6 классов по программе «Часы духовности: беседы со священнослужителям».
Цели и задачи:
- восполнение недостатка доброго религиозно-нравственного воспитания учащихся;
- постепенное и непрерывное духовное воспитание;
- формирование у учащихся представления о высших ценностях и идеалах;
- понятия власти родительской, гражданской, обращение внимания на
существование в каждом человеке образа внутренней нравственной
красоты, привитие у учащихся чувства исторической памяти.
Работа школы, проводимая в данном направлении, на наш взгляд, способствует формированию основ духовной культуры личности школьника, отражающей основные признаки культуры мира, необходимой для полного развития человека как гражданина планеты Земля, как члена будущего общества-общества III тысячелетия. Для учащихся 5-6 классов введен специальный курс «Часы духовности», на которых учащиеся работают по специально составленной программе. На занятиях царит доброжелательная атмосфера, учащиеся легко находят общий язык с отцом Марком.
Проведение таких Часов духовности формирует в учащихся:
•    развитие способности к  свободной ориентации в современном мире;
•    самоопределение личности;
•    способность к принятию ответственных самостоятельных решений;
•    нравственные качества личности
Задача учителей заключается не только в том, чтобы вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями, но и сформировать у школьников духовно-нравственные качества, воспитать патриотизм, развивать творческое мышление, познавательную активность, умение самостоятельно пользоваться различными источниками информации, ориентироваться в событиях сегодняшнего дня.
В основу образовательного процесса заложили следующие направления деятельности:
-  нормативно – правовое и информационно-методическое
обеспечение;
- информационно-просветительская и культурно- просветительская
деятельность;
- педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-
нравственного  воспитания детей;
- работа по вопросам духовно-нравственного воспитания и
просвещения населения.
Классные часы, беседы, конференции  считаем основной формой воспитательной работы вообще и нравственного воспитания в частности. Тематика Часов духовности различна в разных параллелях:
Для параллели 5 классов предлагаются темы:
-Что изучает православная культура. Бог. Творение мира и человека.
-Святыни белорусской земли
-Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
-Духовно-нравственные традиции семьи.
-Димитриевская родительская суббота. Беседа об отношениях детей и родителей.
-Память. Мой род, моя семья.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Рождение Пресвятой Девы Марии. Введение её во храм.
-Добро и зло в человеке.
-Праздник Рождества Христова.
-Маленькие радости в Рождественские праздники.
-Отношения человека и Бога. Десять заповедей.
-Православные храмы Беларуси.
-Масленица. Прощённое воскресенье.
-Полоцк-колыбель духовности Беларуси.
-Празднование Светлого Воскресения Христова.
-Экскурсия в Спасо-Евфросиньевский монастырь.
-Начало православия на Руси.
-Современность- это итог прошлой истории.
Для параллели 5 классов предлагаются темы:
-Православная культура.
-О чести и достоинстве.
-Рассказ о Благовещении Пресвятой Богородицы.
-Друг-это тот, кто рядом.
-Сретение Господа нашего Иисуса Христа.
-О зависти и завистниках
-Нашествие татаро-монголов.
-«Мы все такие разные – этим и прекрасны мы».
-Пресветлое Рождество Христово.
-Мой след на земле.
-Православная церковь в борьбе за освобождение родины.
-Страна любви- великая страна.
-Масленица. Прощенное воскресенье.
-«Без женщин жить нельзя на свете, нет»
-Христос воскрес!
-«Людских судеб чёрная боль»
-Воскресение Христово.
-Экскурсия в храм.
Основные понятия нравственности: добро, зло, честь, верность, долг, ответственность, милосердие, стыд, совесть, счастье.
За много лет работы у нас сложились богатые традиции. Ежегодно мы проводим большие  праздники (Рождественские встречи и др.). Готовясь и участвуя в них, ребята осознают свою причастность к жизни школы, учатся уважать её традиции, проявляют свои творческие способности, учатся уважать традиции своего народа, других народов.
Во время подготовки этих коллективных творческих дел происходит единение детей, учителей, родителей и это способствует формированию единого школьного коллектива.
Большую часть времени мы отводим работе с родителями. Просвещение семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождение традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений.
Несомненно, важное место в воспитании гражданина принадлежит урокам. Урок влияет на становление многих качеств личности, следовательно, учитель должен уметь четко и грамотно определять те цели и задачи, которых он хочет достигнуть. Большое значение здесь имеет и правильное определение воспитывающего аспекта урока. Под него отбирается учебный материал, методы обучения, формы организации познавательной деятельности. Все эти составляющие должны быть направлены на формирование нравственных, патриотических, этических и других качеств личности. Мы учим детей правильному отношению к общечеловеческим ценностям, воспитываем в них гражданственность.     Воспитывающее обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке.
Кулинок О. И. работала над  темой «Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы». Своей целью она поставила создание  условий для приобщения учащихся к искусству слова через формирование нравственно-эстетических ориентаций и стимулов интеллектуального и духовного развития. 
В процессе работы над темой инновационной деятельности были проанализированы такие нормативные документы, как образовательный стандарт и концепция учебных предметов «Русский язык» и «Русская литература», которые стали основополагающими в постановке конкретных задач исследования. 
Задачи инновационной деятельности:
1.    Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по вопросу организации духовно-нравственного воспитания учащихся. 
2.    Организовать урочную и внеурочную деятельность по языку и литературе с использованием адаптированных текстов по духовно-нравственному воспитанию.
3.    Разработать серию дидактических материалов  нравственного содержания для работы на уроках  русского языка и литературы.
4.    Формировать у учащихся знания и умения, обеспечивающие освоение гуманистических ценностей при восприятии художественных текстов.
5.    Воспитывать социально, духовно и нравственно зрелую творческую личность  средствами искусства слова.
Духовно-просветительская работа в течение учебного года основывалась на истине, высказанной известным педагогом  А.С. Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, факты, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Урочная и внеурочная деятельность учителя невозможна без духовного развития самого педагога, являющегося примером для своих воспитанников. Поэтому одним из основных направлений работы в учебном году было изучение специальной литературы по теме исследования с целью обогащения педагогической копилки теоретическими и практическими материалами по духовно-нравственному воспитанию. 
Банк творческих идей был составлен на основе пособий духовно-просветительского содержания, научных публикаций, методических разработок уроков. Так, например, в статье доктора педагогических наук, профессора Георгия Шестуна «Живая тайна воспитания» в работах И.А. Ильина» описаны практические советы педагога И.А. Ильина, которые позволяют расширить нравственный потенциал  урока литературы. Также в работе над исследовательской деятельностью  активно использовались методические разработки уроков коллег («Азбука нравственности» по повести Л.Н. Толстого «Детство», «А.С. Грин: судьба и личность. История создания феерии «Алые паруса», «Зорко одно лишь сердце» по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Пока не стало поздно» по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»). Углубить знания по основам православной педагогики в рамках инновационного проекта помогло участие в XIV Свято-Евфросиниевских педагогических чтениях, по итогам которых был оформлен краткий реферат по деятельности таких видных педагогов, как В.В. Зеньковский и К.Д. Ушинский.
Одним из важных направлений в работе над исследовательской деятельностью было создание дидактических материалов нравственного содержания для работы на уроках  словесности. Поиск иллюстративного материала для изучения явлений разных уровней языка осуществлялся в соответствии с требованиями учебной программы по русскому языку и литературе. Так, например, были составлены диктанты с грамматическим заданием по произведению «Алые паруса» А. Грина. К сверхпрограммным текстам можно отнести стихотворения «Дорожите счастьем, дорожите!» Э. Асадова и «Молитва» Б. Окуджавы, которые имеют гуманистическую направленность и могут быть использованы в качестве лингвистического материала на уроках словесности. 
Также интересной видится работа с лексикой евангельского происхождения, которую было решено организовать на стимулирующих занятиях по предмету. Теоретической основой этого направления работы стало пособие Г.В. Писарук «…И Слово в сердце отзовется…», в котором освещается нравственный смысл библейских сюжетов на уроках русского языка, а также научные публикации А.В. Кириченко, посвященные фразеологизмам евангельского происхождения (на материале Евангелий от Марка, от Луки, от Матфея). 
Результаты проделанной работы в рамках инновационного проекта отражены в папке, содержащей рефераты, научно-популярные статьи по теме, методические разработки уроков литературы, притчи для работы на стимулирующих занятиях, диктанты с грамматическим заданием для работы на уроках русского языка, тексты стихотворений для филологического анализа, словарь нравственных понятий,  творческие работы учащихся.
Формирование духовно-нравственных качеств очень тесно переплетено с предметом "Искусство. Отечественная и мировая художественная культура". Развитие данных качеств может происходить на каждом уроке и на любой теме, считает Фомченко Т.В.
    Без искусства человек был бы менее "человечным". Именно это имел в виду великий русский композитор Пётр Чайковский, когда писал, что "искусство создаёт хороших людей, формирует человеческую душу"
    Цель данного предмета - силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую воспитанность. Специфика данного предмета направлена на воспитание читателя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным (Приложение 21. Фото 35-38).    
    Развивать духовно-нравственные качества ребёнка, приобщать его к общечеловеческой культуре возможно на всех темах данного предмета, но особенно на таких, как
     прекрасное в искусстве
     семья в искусстве
     мир детства в искусстве
     образ матери в искусстве
    Специфика предмета "искусство" позволяет познакомить детей с традициями таких христианских праздников, как Рождество, Пасха. Показать им работы известных художников и иконописцев на данную тему, поучаствовать в тематических выставках.
    Предмет "Искусство. Отечественная и мировая художественная культура" лучше всего подходит для развития таких важных в современном мире качеств как духовность и нравственность, позволяет воспитывать из каждого школьника человека с богатых внутренним миром.
Васильева Е.В. в своей работе  руководствуется тем, что вопросы духовно-нравственного воспитания, формирования гражданской идентичности школьников приобрели статус важнейшего национального приоритета, стали предметом особого внимания и заботы руководства страны. Сегодня утрачены те нравственные ценности, которые способствуют стабильности личности и сохранению ценности семьи. Ребенок – зеркало родителей. От того как ведем себя мы, взрослые, зависит поведение наших детей. Очень важно воспитывать в себе и в своих детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, наслаждаться окружающим миром. Данные факторы подтолкнули её к выбору темы инновационной деятельности: «Cемья - основа духовно-нравственного познания. Взаимодействие семьи и школы в вопросах духовно-нравственного воспитания детей».
    Елена Валентиновна  включилась в инновационный проект 11 января 2016 года. За данный промежуток времени ею была проанализирована литература по соответствующей тематике инновационной деятельности, составлено календарно-тематическое планирование. В ходе организации работы с учащимися проведены часы «Доброе и злое в человеке»(27.01.16), «Давайте поклонимся доброте» (30.03.16), «Заочное путешествие по святым местам Беларуси»(17.02.16) в ходе которых ребята проявили большой интерес и повысили свой уровень воспитанности.  С большим интересом пошло посещение храма Богоявления в г. Полоцке (Приложение 22. Фото 39-40) , где отец Марк рассказал и о правилах поведения в храме, а так же  Свято Елисаветинского монастыря (Приложение 22. Фото 41-42).
Велась активная работа с родителями. Организованна работа классно-семейного клуба «Семья. Духовность. Нравственность»  по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. В ходе заседаний данного клуба родители делились опытом семейного воспитания, решали проблемы вместе, издавали бюллетени, памятки для родителей и детей, стенгазеты. 11 марта проведено родительское собрание «Духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания» с выступлением членов классно-семейного клуба по теме «Духовные добродетели». Также проведено промежуточное анкетирование детей и родителей по проделанной  работе в вопросах духовно-нравственного воспитания с составлением анализа деятельности. В 4 четверти  педагог планирует продолжить просветительскую работу с родителями  и детьми в вопросах семейного духовно-нравственного воспитания. 
     Уклад семейной жизни всегда находил отражение в нравственном облике человека. Царящая в семье эмоционально-нравственная атмосфера, внимание членов семьи друг к другу, стремление разделить ответственность, уровень взаимопонимания и взаимоуважение, родительская любовь и ответные чувства детей, семейные традиции, отношение к труду, - все это закладывает фундамент нравственности. Поэтому семья и школа должны строить совместную работу в вопросах духовно-нравственного воспитания. Недостаточное внимание к информированию родителей и привлечение их к духовно-нравственному  воспитанию учащихся в семье ведет к утрате нравственных ценностей, потере нравственных устоев семьи, деградации общества.
      Приймак А.А. считает, что обучение и воспитание открывают детям путь к духовно-нравственному познанию окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его человеком так же должно быть гармоничным. Но общественная и личная духовно-нравственная культура переживают сегодня тяжёлый кризис. Многое вызывает тревогу: антисоциальное поведение подростков, распространение вредных привычек среди молодёжи, рост преступности, общественная социальная несправедливость, крушение тех идеалов, которые служили официальной опорой нравственности. Сегодня принимаются разнообразные меры для спасения и укрепления духовности и нравственности в нашем обществе, особенно в среде молодёжи.
Духовно-нравственную культуру нельзя никак создать искусственно, нравственность органически вырастает на основе конкретной жизнедеятельности. Сегодня школьники нуждаются в разговоре: что есть добро, духовность, нравственность? И особо важную роль в становлении духовной культуры ребёнка играет его семья. Именно там закладываются основы нравственного воспитания ребёнка. Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду или пожилой женщине. 
Очень важную роль при формировании духовно-нравственных ценностей играет совместная деятельность родителей и детей. Именно это взято мной за основу при воспитательной работе в этом учебном году. Начиная с начала учебного года, в классе проводятся различные совместные с родителями и детьми мероприятия, родительские собрания, посвящённые вопросам духовно-нравственного воспитания. С помощью родителей на осенних каникулах была организована экскурсия в Музей Великой Отечественной Войны в г.Минске, где ребята получили возможность приобщиться к героическому прошлому своего народа, посетили выставку, посвящённую героям военных лет. Кроме этого, была посещена церковь святого Пантелеимона (Приложение 23. Фото 43-44).
На классных часах духовности с ребятами проводятся различные мероприятия, на которых мы обсуждаем проблемы становления личности в современном обществе, о роли семьи в жизни ребят, об их отношениях с родителями. Всё это позволяет наладить соответствующую работу с родителями, проводить необходимые консультации по проблемам воспитания подростков. В течение первого полугодия проводились педагогические консультации, во время которых родители получали необходимую помощь по вопросам воспитания и развития личности школьников. Ребята продолжают посещать храмы, приобщаться к духовным ценностям своего народа.
В 4 четверти планируется провести совместное с родителями и детьми мероприятие «Рука в руке» (по вопросам формирования духовно-нравственных ценностей в семье), посетить мемориальный комплекс (ко Дню Победы), организовать экскурсию в г. Глубокое  и посетить храм Пресвятой Богородицы.
Деятельность школы в средствах массовой информации
    
Об участии школы в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию можно увидеть в различных печатных изданиях: от региональной газеты «Полоцкий вестник» до «Настаўніцкай газеты». (Приложение 24). 
Это и участие  коллективов школы в 1 региональном фестивале «Тебе, Евфросиния, заступница земли белорусской!».  
Статья «Свет духовности просвещения»  в районной газете «Полоцкий вестник» рассказывает об участнице 2 Евфросиниевских чтений, организованных  нашим учреждением образования. 
ВЫВОДЫ

Инновационный проект, над которым работают педагоги школы, является одной из форм реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью в сфере общего среднего образования. Он призван оказать методическую помощь педагогам и учреждениям образования, как уже вовлеченным в данного рода деятельность, так и только желающим организовать у себя духовно-образовательные и воспитательные проекты. В ходе реализации проекта ожидается повышение уровня воспитанности участников образовательного процесса и существенные положительные изменения в их духовно-нравственном мире.
 Одним из приоритетных направлений работы в текущем учебном году  на первой ступени обучения было вовлечение в процесс формирования ценностно-смысловых компетенций родителей учащихся. Учителя начальных классов начали разработку системы родительских собраний и совместных мероприятий.  
 Более широко стало использоваться  направление работы педагогов  по  формированию ценностно-смысловых компетенций  на предметах гуманитарного цикла. В текущем году это предметы «Искусство» и «Русская литература». 
    Была продолжена работа по использованию православного краеведческого компонента в исследовательской работе как учащихся, так и отдельных педагогов. Опыт работы школы по православному краеведению помогает создать условия для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям. Сегодня материалы по православному краеведению востребованы как в образовательном, так и в воспитательном процессе. В них раскрывается  роль православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций. Формируется активная жизненная позиция, социальная ответственность учащихся, бережное отношение к историко-культурному наследию своего края. 
    Педагоги школы принимали самое активное участие в различных районных, областных и республиканских мероприятиях, связанных с популяризацией своего опыта по  духовно-просветительской работе.
Формирование ценностно-смысловых компетенций невозможно без метода наблюдений, тестирования, анкетирования, творческого поиска в решении проблемных задач, самооценки, рефлексии и многих других методов, которые, в конечном счёте, должны привести к цели – сформировать личность, обладающую необходимыми компетенциями.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.