Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

отчет о работе по ИД за 2014/2015 уч.год

Дата: 16 мая 2015 в 15:58, Обновлено 16 мая 2015 в 18:03

 ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ОТЧЕТ

ГУО «Средняя школа № 18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка»

 о работе в рамках республиканской инновационной деятельности

«ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОСРЕДСТВОМ  ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ»

1 этап, 2014/2015 учебный год

В настоящее время современное общество делает запрос на духовно развитую личность, способную гармонично воспринимать окружающий мир, осознавать ответственность за свои поступки, делать правильный нравственный выбор и способствовать повышению духовно-нравственной культуры общества. Конечно, школа не всегда может в полной мере влиять на духовно-нравственное становление подрастающих граждан, поэтому очевидна необходимость такой общекультурной и профессионально-педагогической подготовки учителя, на основе которой он мог бы достичь высокого уровня развития духовно-нравственной сферы личности и обладал готовностью к целенаправленному систематическому духовно-нравственному воспитанию молодежи.

Целью проекта инновационной деятельности школы стало создание условий по формированию ценностно-смысловых компетенций участников образовательного процесса посредством организации духовно-просветительской работы. Он призван оказать нормативную и методическую помощь педагогам и учреждениям образования, работающим в данном направлении и желающим организовать у себя духовно-образовательные и воспитательные проекты.

Заинтересованность педагогов, учащихся и их родителей в наличии и возможности более активного использования духовно-нравственного компонента в системе общего среднего образования является основой актуальности данного проекта.

Создана творческая группа учителей, работающая в рамках этого проекта, чья работа направлена на усовершенствование системы работы с учащимися и родителями по использованию воспитательного потенциала православия.

Анализ диагностики готовности педагогов к инновационным преобразованиям (2014/2015 учебный год)

В соответствии с годовым планом, планом реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования ценностно-смысловых компетенций участников образовательного процесса посредством организации духовно-просветительской работы», с целью выявления проблем, стартового уровня готовности педагогов к преобразованиям была проведена диагностика «Готовность педагогов к инновационной деятельности». Анализ результатов показал, что по итогам анкетирования №1 «Восприимчивость педагогов к новшествам» было набрано 0,77 балла, что является допустимым уровнем.

По результатам анкеты №2 «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств» на первое место вышли следующие мотивы:

1. Желание создать хорошую, эффективную атмосферу в группе для детей – 34 выбора -24%

2. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины- 28  выбора – 19,4%

3.Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить – 25 выборов- 17,4%

         Но при этом ответы, связанные с возможность самореализации личности выбрали всего 11%.

         По данным анкеты №3 «Барьеры, препятствующие освоению инноваций» в качестве основного препятствия в освоении и разработке новшеств педагоги называют:

-большая нагрузка на работе – 39%;

-отсутствие материальных стимулов –26%;

-плохое здоровье, другие личные причины –22%.

         Исходя их данных анкеты №4 «Факторы, влияющие на развитие и саморазвитие педагогов» можно сделать выводы о том, что среди факторов, влияющих на развитие называются:

Препятствующие факторы:

Ответы «скорее да» и «да»

  1. Недостаток времени- 63,9%
  2. Состояние здоровья-36,5%
  3. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства-33,4%
  4. Собственная инерция-27%
  5. Разочарование в результате имевшихся ранее неудач-11%
  6. Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться- 11%
  7. Потеря интереса к педагогической деятельности-10,8%
  8. Отсутствие системы работы в этом направлении в методическом объединении-6,1%
  9. Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны администрации-2%
  10. Негативное отношение окружающих, плохо воспринимающих ваше желание перемен и стремление к новому-4,3%
  11. Отсутствие объективной информации о моей деятельности со стороны руководства и членов коллектива-2,2%

Стимулирующие факторы:

Ответы «скорее да» и «да»

  1. Интерес к педагогической деятельности- 92%
  2. Потребность в самосовершенствовании- 86%
  3. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе- 78%
  4. Пример и влияние коллег- 76%
  5. Личный пример руководителя ОУ- 75%
  6. Наличие специалистов (курсов), у которых можно поучиться- 74%
  7. Налаженная система методической работы в ОУ–52%
  8. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя - 66%
  9. Возможность получения признания в коллективе - 37%
  10. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать- 57%
  11. Система материального стимулирования - 62,5%

Таким образом, можно сделать выводы, что для учителей учреждения образования стимулирующими факторами могут быть в первую очередь те, с которыми связаны с их личными интересами, когда создана атмосфера сотрудничества и поддержки в коллективе, есть специалисты, у которых можно поучиться и, конечно, личный пример руководителя.

78% педагогов чувствуют себя достаточно подготовленными к освоению новшеств в содержании обучения. 22% считают, что они частично готовы к данным преобразованиям.

Среди наиболее востребованных и полезных для повышения уровня профессиональной подготовленности педагоги называют педагогические советы (как одну из форм повышения квалификации), школьные семинары и практикумы, самостоятельную работу по самообразованию в рамках заданной темы, посещение открытых уроков и мероприятий коллег. Выходом из сложившейся ситуации может стать организация работы школьных семинаров-практикумов по запросу учителей, районных семинаров по обмену опытом, творческих лабораторий.

Как хороший оценивают 75% педагогов психологический климат в коллективе, способствующий развитию инновационной деятельности, организационные условия осуществления инновационной деятельности, сложившуюся в школе систему обучения кадров. 76% педагогов определяют финансовые и материальные условия реализации инноваций как удовлетворительные,  20% - как хорошие, 4%  - как неудовлетворительные.  

Таким образом, педагогический коллектив учреждения образования готов к осуществлению инноваций.

Методическое сопровождение

Педагогический коллектив школы считает, что от личности учителя зависит многое в деле воспитания и обучения. Личность учителя формирует личность учащегося. Чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться. Лишь постоянная работа над собственной личностью, непрерывное развитие, самообразование, самосовершенствование и самоконтроль позволяют мне увлечь за собой учеников, стать в их сознании образцом для подражания, что является необходимым условием успешного сотрудничества в процессе познания мира, общества и самого себя.

Сформированность компетенций участников образовательного процесса рассматривалась на тематических педсоветах: «Компетентный учитель - компетентный ученик» (2012/13уч.г), «Пять степеней учителя: учитель как личность, профессионал, исследователь, ученик и гражданин» (2013/14 уч.г.), «От преемственности к качеству образования» (ноябрь 2014г.), «Компетентностный подход как современное средство достижения результативности участников образовательного процесса» (январь 2015 г.).

В ходе подготовки к педсоветам учителям была предложена диагностическая карта уровней компетенции педагога, в которой предлагалось определить степень наличия у них той или иной компетенции и проранжировать их. Предложенные 7 групп компетенций по итогам анализа у педагогов школы сформированы следующим образом:

  1. Методическая компетенция (281,5 б.)
  2. Умение выбрать тип учебного занятия в соответствии с целями и задачами и определить его структуру
  3. Умение планировать свою работу и работу детей на занятии (4,35- второй результат)
  4. Умение выбрать дидактически целесообразные методы и технологии обучения
  5. Умение формировать знания на основе информации и оперировать ими
  6. Умение формировать и развивать предметные и общеучебные навыки, ключевые компетенции детей
  7. Умение применять различные оценочные методики и процедуры (при проведении анализа, в диагностике)
  8. Умение создавать новые информационно-методические и дидактические материалы (разноуровневые задания, памятки и пр.)

Владение современными активными технологиями обучения, в т. ч. ИКТ

2. Аналитическая компетенция (258 б.)

  1. Умение изучать и анализировать достоинства и недостатки своей педагогической деятельности
  2. Умение анализировать и оценивать деятельность детей

4.Умение анализировать учебные занятия, мероприятия, родительские собрания и пр.

4.Умение систематизировать и обобщать свой опыт

3. Проектировочная компетенция (257 б.)

  1. Умение определять и формулировать цели и задачи образовательного процесса
  2. Умение делать выбор необходимых и целесообразных видов деятельности детей
  3. Умение дать развернутый перспективный план учебно-воспитательного процесса (перспективно-тематическое и календарно-тематическое планирование)
  4. Умение устанавливать межпредметные связи
  5. Умение прогнозировать возможные затруднения детей при овладении новым учебным материалом

4.Исследовательская компетенция (246 б.)

  1. Умение определять (выбирать) объект исследования (4,62- самый высокий результат)
  2. Умение сформулировать гипотезу, цели и задачи исследования
  3. Умение сформулировать (собрать) базу данных для исследования
  4. Умение проанализировать, классифицировать и систематизировать полученные результаты
  5. Умение разработать план по реализации намеченных целей
  6. Умение представить свое исследование в виде статьи, реферата, презентации и пр.
  7. Умение разработать рабочую программу
  8. Умение организовать и руководить исследовательской работой детей

 5. Управленческая компетенция (243,5 б.)

  1. Умение организовать собственную деятельность, связанную с решением педагогических целей и задач
  2. Умение организовать деятельность детей (индивидуальную, групповую, коллективную) в соответствии с целями развития детского коллектива и каждого ребенка
  3. Умение обучать, развивать у детей навыки саморазвития, самопознания
  4. Умение организовать деятельность родителей в соответствии с интересами воспитанников группы (3,22- самый низкий результат)
  5. Гностическая (239 б.)
  6. Потребность и умение систематически пополнять свои знания используя систему дополнительного образования.
  7. Умение систематизировать полученные знания.
  8. Умение изучать деятельность детей в образовательном процессе.
  9. Потребность и умение систематически пополнять свои знания путем самообразования.
  10. Потребность и умение систематически пополнять свои знания изучая опыт коллег.
  11. Умение работать с носителями информации разного вида (бумажные, цифровые, электронные, пленочные, мультимедийные).

 и коммуникативная и компетенция (239 б.)

Умение устанавливать и развивать педагогически целесообразные взаимоотношения с участниками педагогического процесса:

  1. - с детьми
  2. - с родителями (второй низкий результат- 3,29)
  3. - с коллегами
  4. - с администрацией
  5. Умение предотвращать и разрешать конфликты
  6. Умение применять способы и приемы эффективного словесного обучения (диалог, беседа и др.)

Таким образом:

1. можно выделить основных компетенции, которыми педагоги владеют на высоком уровне:

А) умение определять объект исследования;

Б) умение планировать свою работу и работу детей на занятии;

2.Компетенции, которыми педагоги владеют хуже всего:

А) умение устанавливать и развивать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями;

Б) умение организовать деятельность родителей в соответствии с интересами воспитанников группы.

Сегодня одним из важных источников повышения профессиональной компетентности учителя является методическая работа, проводимая в образовательном учреждении, организованная как система различных по уровню и характеру задач на основе общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска. Основное правило – не торопиться, не пытаться форсировать события. Каждый учитель должен сам прийти к осознанию того, что за компетентностным подходом настоящее и будущее, а как его осуществлять на своих уроках, во внеклассных мероприятиях, факультативных и кружковых занятиях, дело каждого. Здесь нет готового рецепта. Многообразие форм и методов.

 Для дальнейшего формирования ценностно-смысловых компетенций учителей разработана серия постоянно действующих семинаров и тренингов, методических практикумов и микроисследования. Создаются постоянные и временные творческие группы учителей.

Организован психолого-педагогический мониторинг не только состояния здоровья, но и психического развития школьников, их умений учиться и навыков мыслительной деятельности. Не остались без внимания и учителя. В этом учебном году с ними был проведен практикум по профилактике профессионального выгорания «Дерево жизни».

Отслеживаются и строго соблюдаются сроки повышения квалификации учителей, участие их в различных семинарах, в том числе и хозрасчетных.

Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности

младших школьников

Успешное формирование человека образованного и высоконравственного обеспечивается постоянным совершенствованием образовательного процесса в школе, укреплением единства обучения и воспитания, сотрудничеством школы, семьи и общественности в воспитании учащихся. Готовя учащихся к жизни и труду, учителя должны стремиться развить у них ценные трудовые умения и навыки, прекрасные нравственные качества, такие как: благородство, любовь к Родине, скромность, правдивость, честность, принципиальность, положительное отношение к труду и т.д.

Интеграция обозначенных качеств создает целостное впечатление о нравственном облике личности, её воспитанности, свидетельствует о всестороннем ее развитии, о высоком смысле ее трудовой и общественной деятельности.

Уровень духовно-нравственной воспитанности – это мера соответствия развитых социально-ценностных отношений ребёнка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития.

Диагностика уровня духовно-нравственной воспитанности необходима для отслеживания эффективности принятых методов духовно-нравственного воспитания и, в случае необходимости, последующей их корректировки.

Цель исследования: вводная диагностика уровня духовно-нравственных качеств личности учащихся.

Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников.

Объект исследования: развитие духовно нравственных качеств личности учащихся 1-4 классов.

Исследование проводилось среди педагогов начальной школы и учащихся 1-4 классов

         Все результаты выражаются в баллах и фиксируются в таблицах, представленных ниже.

Методика «Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника» (Приложение 1)

Обработав данную анкету, мы видим, что по результатам главным нравственным качеством учащегося педагоги выбрали «Добрый, не причиняющий зла живому» -  18 выборов, затем следуют «Честный и справедливый» -  16 выборов, «Стремящийся к знаниям и критично мыслящий        » -14выборов, «Трудолюбивый и настойчивый » - 13 выборов, «Толерантный » - 12 выборов, «Самостоятельный и законопослушный » - 11 выборов и т.д.А вот такое нравственное качество учащегося как «Смелый и решительный » не выбрал никто из педагогов. Статистика ответов педагогов представлена в таблице 1 и диаграмме 1

Таблица результатов 1

№ п/п

 

Качество младшего школьника

Количество полученных выборов от педагогов

Процентное соотношение

  1.  

Добрый, не причиняющий зла живому

18

78%

  1.  

Честный и справедливый

16

69%

  1.  

Любящий и заботливый

8

35%

  1.  

Трудолюбивый и настойчивый

13

56%

  1.  

Творящий и оберегающий красоту мира

8

35%

  1.  

Стремящийся к знаниям и критично мыслящий

14

61%

  1.  

Смелый и решительный

-

-

  1.  

Свободолюбивый и ответственный

2

8%

  1.  

Самостоятельныйи законопослушный

11

48%

  1.  

Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой

4

17%

  1.  

Бережно относящийся к слову,

к своим речевым поступкам

5

22%

  1.  

Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города)

5

22%

  1.  

Толерантный (уважающий других, не похожих на него)

12

52%

 

Методика « Диагностика уровня нравственной самооценки» (Приложение 2)

Исходя из ответов детей, можно сделать вывод, что высоким уровнем нравственной самооценки обладают 303 учащихся, что составляет 77% от общего количества опрошенных учащихся; средний уровень нравственной самооценки у 92 учащихся - 23 %, тогда как уровни низкий и ниже среднего отсутствуют у учащихся. Статистика ответов учащихся представлена в таблице 2 и диаграмме 2,3

Общий анализ полученных данных диагностики уровня нравственной самооценки

Таблица результатов 2

№ п/п

класс

Количество учащихся

Высокий уровень нравственной самооценки

Средний

уровень нравственной самооценки

Ниже среднего уровень нравственной самооценки

Низкий

уровень нравственной самооценки

1

20

18 (90%)

2 (10%)

-

-

2

23

17 (74%)

6 (26%)

-

-

3

24

21 (87%)

3 (13%)

-

-

4

21

14 (67%)

7 (33%)

-

-

5

21

17 (81%)

4 (19%)

-

-

6

20

10 (50%)

10(50%)

-

-

7

23

18 (78%)

5 (22%)

-

-

8

20

20 (100%)

-

-

-

9

20

18(90%)

2 (10%)

-

-

10

20

17 (85%)

3 (25%)

-

-

11

17

13 (76%)

4 (24%)

-

-

12

23

18 (78%)

5 (22%)

-

-

13

23

17 (73%)

6 (27%)

-

-

14

19

16 (84%)

3 (16%)

-

-

15

20

11 (55%)

9 (45%)

-

-

16

21

16 (76%)

5 (24%)

-

-

17

20

15 (75%)

5 (25%)

-

-

18

21

16 (76%)

5 (24%)

-

-

19

19

11 (58%)

8 (42%)

-

-

ИТОГО

395

303(77%)

92(23%)

-

-


 

Диаграмма показывает рост нравственной самооценки  к 3-му классу, к 4-му классу показатели нравственной самооценки незначительно снижаются.

Диагностика отношения к жизненным ценностям (Приложение 3)

Исходя из ответов детей, можно сделать вывод, что средний уровень отношения к жизненным ценностям– у 255 учащихся (69%)  , ниже среднего уровня – у 89 ученика (24%)и низкий уровень – у 10 учащихся (7%). Можно наблюдать отсутствие высокого уровня у учащихся 2-4 классов.

Статистика ответов учащихся представлена в таблице 3 и диаграммах 4,5.

Таблица результатов 3

№п/п

класс

Количество учащихся

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

1

23

-

17(74%)

6(26%)

-

2

26

-

20(77%)

5(19%)

1(4%)

3

22

-

16(73%)

5(23%)

1(4%)

4

14

-

11(78%)

3(22%)

-

5

15

-

11(73%)

3(20%)

1(7%)

6

20

-

9(45%)

10(50%)

1(5%)

7

21

-

17(81%)

4(19%)

-

8

21

-

14(67%)

7(33%)

-

9

20

-

9(45%)

10(50%)

1(5%)

10

22

-

19(86%)

3(14%)

-

11

21

-

18(85%)

3(15%)

-

12

22

-

16(72%)

4(18%)

2(10%)

13

18

-

13(72%)

5(28%)

-

14

18

-

16(89%)

2(11%)

-

15

16

-

15(93%)

1(7%)

-

16

16

-

10(62%)

5(31%)

1(7%)

17

17

-

12(70%)

5(30%)

-

18

20

-

17(85%)

3(15%)

-

19

18

-

11(61%)

5(28%)

2(11%)

ИТОГО

370

-

255(69%)

89 (24%)

10(7%)

 

Показатели нравственной самооценки учащихся по параллелям

В представлениях учащихся 2-4 классов о главных человеческих ценностях наблюдается положительная динамика. Духовные ценности преобладают над материальными и узко личностными потребностями.

Выводы и рекомендации:

Анализируя полученные данные, можно сделать следующий вывод, что учащиеся 1-4 классов имеют начальное представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, они неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать. У них сформированы способности, анализировать нравственную сторону своих поступков. Так же учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с другими людьми. Результаты исследования дали нам возможность произвести выборку показателей, с помощью которых выявили учащихся, которые были отнесены в категорию высоконравственных или же со средним уровнем нравственности.  Результаты диагностики позволили увидеть нам динамику духовно-нравственного развития личности каждого учащегося и коллектива в целом, проанализировать состояние воспитательного процесса и динамику изменений в развитии отдельных качеств личности.

         В работе с учащимися младших классов по духовно-нравственному воспитанию необходимо способствовать выработке реальной самооценки, пополнять знания о себе, помогать воспитывать нравственные качества,

 создавать ситуации, которые дают ученикам почувствовать уверенность в себе, радость от успеха. Эффективность нравственного воспитания младших школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной и операционной.

Работа учреждения образования в 2014/2015 учебном году по различным направлениям

В 2014 году школа приняла участие в Международном конкурсе «Православная инициатива-2014». Результатом участия стала победа и финансирование разработанного проекта «Продолжая дело Преподобной Евфросинии Полоцкой». Целью создания Интернет-ресурса (www.sch18-educational-center.guo.by) центра Евфросинии Полоцкой по духовно-нравственному воспитанию стало желание создания социокультурной среды, ориентированной на традиционные ценности отечественной культуры, основанной на историческом фундаменте Полоцкого региона (Приложение 5).

Основное назначение духовно-просветительского центра – духовно-нравственное воспитание детей, их родителей и педагогов путём создания социокультурной среды, ориентированной на традиционные ценности отечественной культуры, основанной на историческом фундаменте – Православии.

Деятельность Центра направлена на:

  • восстановление духовных ценностей, ознакомление детей с основами и ценностями Православия;
  • формирование у детей и их родителей бережного отношения к истории и традициям края, приобщение молодого поколения и детей к истокам духовности, сохранения преемственности поколений;
  • активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных структур;
  • более полное и рациональное использование социума для формирования культурной среды микрорайона.

В 2014/15 учебном году работа центра осуществлялась по следующим направлениям (Приложение 6, таблица 1):

1) Методическая работа на базе центра (3 семинара для педагогов района);

2) Консультационная (для участников Св. Евфросиниевских чтений и для молодых классных руководителей и др.);

3) Проведение факультатива «Основы православия» дъяком Марком;

4) Экскурсии;

5) Беседы;

6) Проведение факультативов «Азбука духовности», «Часы духовности», «Полоцковедение», «Введение в Полоцковедение»; 7) Проведение воспитательных мероприятий в рамках тематических недель;

8) Издание различной печатной продукции (визитки зала, сборники материалом тематических недель, памятки для родителей и классных руководителей. Буклет «Святые защитники родной земли»);

9) Исследовательская деятельность (работа о судьбе священник А.И. Навысоцкого «Непридуманная история», «Дорога к храму: путеводитель по святым местам полоцкой епархии: Полоцкое благочиние»).

На сайте центра размещена различная информация. Правовые документы республиканского и локального уровня (7), планы проведения Часов духовности, тематических недель со сборниками разработок к ним. Это и разработки мероприятий и классных часов (38 сборников по различной тематике), справочная информация об Евфросинии Полоцкой (изображения Спасо-Ефросиниевской церкви, изображения креста, иконы, рисунки) и виртуальные путешествия по городу и святым местам (18 презентаций). Фотографии мероприятий и видеоматериалы (26 мультфильмов и видео) в помощьучителям и классным руководителям.

Данный проект способствует укреплению иерархии христианских ценностей, формированию гармоничной духовно-нравственной личности учащихся и взрослых Полотчины, а также людей с ограниченными возможностями. В течение года в зале центра проходят классные часы, экскурсии, заочные экскурсии, просмотри видеофильмов, беседы учащихся 5-6 классов со священнослужителем (дъяком Марком), методические семинары для различных категорий учителей и работников системы образования.

Творческая группа учителей, работающих на базе культурно-просветительского центра, планирует расширении аудитории за счет жителей микрорайона, с привлечением учащихся разных возрастов к просветительской и волонтерской деятельности.

Сотрудничество с полоцким епархиальным управлением белорусской православной церкви

Важной составляющей работы школы в 2014/2015 уч.году стало выполнение программы сотрудничества с Полоцким епархиальным управлением Белорусской Православной Церкви.Содержание взаимодействия ГУО «Средняя школа № 18 имени Евфросинии Полоцкой г. Полоцка» в вопросах воспитания обучающихся определялось исходя из следующих основных направлений:

  • гражданское, нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на основе духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа;
  • ознакомление с историко-культурным и духовным наследием, забота о сохранении и восстановлении памятников истории и культуры;
  • работа с неблагополучными семьями, имеющими несовершеннолетних детей;
  • организация досуга и оздоровления детей и подростков;
  • работа с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми, находящимися в социально опасном положении, детьми, нуждающимися в особых условиях воспитания;
  • профилактика правонарушений асоциального поведения учащихся;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • деятельность по охране окружающей среды;
  • профилактика влияния на молодежь религиозных организаций, их органов и представителей, деятельность которых направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия, либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

 Согласно содержанию плана взаимодействия учреждением образования в 2014 году продолжили свою работу творческие группы по проведению  факультативных занятий «Азбука духовности» в 1-4 классах и «Часы духовности» в 7-11 классах. Учителями откорректирована тематика и программное содержание этих часов, систематизированы наработки по отдельным темам, собран материал для подготовки  и проведения классных часов духовно-нравственного содержания.

Мощным источником духовно-нравственного воспитания в современной школе является православное краеведение. Духовно-нравственное воспитание через краеведение способствует формированию личности, уважению к ближнему, стремлению вызвать интерес и уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создавшего их, необходимости их сохранения. Учителями начальных классов и учителями истории Шавель С.А., Недокуневой И.В. и Скурат Ю.Е. ведется факультативный курс «Введение в Полоцковедение» (1-4 классы) и «Полоцковедение» (5-8 классы).

В 2014 году школа приняла участие в областном конкурсе «Православное краеведение». Методический сборник с материалами учреждения образования по православному краеведению в рамках системы работы по духовно-нравственному воспитанию был отмечен дипломом I степени. (Приложение 8, фото 1, 2).

С 20 по 25 октября в учреждении образования проводилась Неделя православной культуры под названием «Дорогою добра» (Приложение 7). Организаторы мероприятий ставили перед собой следующие задачи: акцентировать внимание учащихся, их родителей и педагогов на вопросах   духовно-нравственного воспитания учащихся; способствовать развитию интереса учащихся к вопросам морали, нравственности; помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных моральных ценностях общества. Девиз недели: «Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» (Приложение 8, фото 3, 4)

На каждой параллели было организовано мероприятие, охватывающее максимальное количество учащихся. Были использованы такие формы работы, как творческая мастерская, ролевая игра, заочная экскурсия, аукцион идей, презентация проектов, игра-путешествие, психологический тренинг-практикум, игра-имитация, адаптационное занятие, выставка работ.

Так, в начальной школе прошла выставка «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы», акция «Калейдоскоп добрых дел», выставка фотографий «Духовность – это состояние души», в которых принимали участие и дети, и их родители. Учащиеся 3-х классов имели возможность познакомиться со святынями родины на заочном путешествии «Святыні Беларускай зямлі».

Учащиеся 5-7 классов имели возможность расширить свои знания на внеклассном мероприятии «Чистые сердцем», узнав о жизни Николая II и его семьи; осознать вредное влияние нецензурных слов на классном часу «Сквернословие - это…». Девушки и юноши старшего звена в ходе психологического тренинга-практикума «Каково на дому, таково и самому» и ролевой игры «Последний герой» смогли на себе ощутить всю сложность взаимоотношений мужчины и женщины, будущих мужа и жены.

 В ноябре 2014 года в ходе работы секции педагогов Полоцка и Полоцкого района XIII Республиканских Свято-Евфросиниевских педагогических чтений Ветрова И.И., учитель русского языка и литературы, поделилась опытом работы по формированию гражданско-патриотических качеств выпускников. Среди учащихся была отмечена работа Юлдашева Валентина с темой: «Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности учащегося в условиях общеобразовательной школы».

9 декабря 2014 года прошел первый этап 9 краеведческих чтений «Наследие Полоцкой земли». От нашего учреждения образования была представлена работа «Непридуманная история» (ученицы 8 «Г» класса Марченко Владиславы, учитель Шавель С.А.), посвященная нелегкой судьбе священника Навысоцкого Александра Иосифовича и его семьи. (Приложение 8, фото 5). В процессе работы над проектом «История одного письма» систематизированы биографические данные, найдены и изучены документы, материалы, рассказывающие о судьбе священника Навысоцкого Александра Иосифовича и его семьи: жены и детей, проведена параллель между судьбой семьи и судьбой страны. Работа была рекомендована для участия во втором этапе. Творческая группа учителей и учащихся работает над проектом «Дорога к храму: путеводитель по святым местам полоцкой епархии: Полоцкое благочиние».

7 февраля по благословению архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия в Полоцкой епархии состоялась молодежная Сретенская встреча. Педагоги и учащиеся нашей школы приняли участие в молебне перед началом всякого доброго дела в главном храме монастыря. Затем в просветительском центре монастыря прошли отчёты молодёжной работы по благочиниям, беседа с архиепископом Феодосием. Закончилось все творческими номерами. Директору школы Шухлеву К.В. был вручен диплом победителя международного грантового конкурса «Православная инициатива» владыкой Феодосием (Приложение 8, фото 6, 7).

В ГУО ежегодно проводится общешкольная акция «Оставайся свободным!», в рамках которой проводятся информационные часы, классные часы, конкурсы листовок, плакатов, стенных газет, общешкольные мероприятия, направленные на профилактику негативного влияния тоталитарных сект.

В 2014 году проведён тренинг с учащимися группы риска «Умей сказать НЕТ!». В 2014 году проведено 15 кинолекториев с различными возрастными категориями учащихся нравственного и патриотического содержания: художественные фильмы «Остров», «Звезда», «Брестская крепость», документальные фильмы «Рождество Христово», «Светлый праздник Пасхи», «Материальное воплощение духовного наследия Святой Евфросинии Полоцкой», посещение кинотеатра Родина и просмотр подборки фильмов о Полоцке.

Просмотр и обсуждение кинофильма по рассказу Ф.М. Достоевского «Честный вор» (о братских отношениях, порядочности, очищении души)

Просмотр и обсуждение отрывков из экранизации романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Организовано проведение 26 мероприятий, акций в которых приняли участие 1302 учащихся, количество и численность волонтерских отрядов – 2.

Проведены акции «День пожилых людей», «Подарок другу», «Весенняя неделя добра», «Рука в руке», «Дорогою добра», «Тёплый дом».

 В 2014 году в школе велась работа по полонению банка данных ОБД «Мемориал» - задание было дано 24 февраля. До 9 мая 2014 года нашей школе нужно проанализировать материалы о каждом захороненном защитнике Отечества. За нашим учреждением образования закреплены братские могилы: г. Полоцк, Громовское кладбище, Братская могила №568 и Труды (центр), Братская могила №4285, 721. Проанализированы данные о 2000 захороненных защитниках отечества.

Проведено 129 мероприятий, акций, приуроченных к Дню семьи, Дню матери, Рождественским встречам и Пасхальным вечерам, в которых приняли участие 1302 учащихся, 452 родителя.

В 2014 году проведено 17 мероприятий по данному направлению, в них приняло участие 685 учащихся. В 8-9 классах прошли тематические родительских собрания «Ненасилие в семье». Была организована выставка фотографий «С улыбкой по жизни». Одна из школьных суббот была посвящена теме «Дорога к спасению души».

За текущий год учителя школы прошли обучение на различных тематических семинарах и курсах по духовно-нравственному воспитанию.  С 24 марта по 28 марта 2014 года учитель белорусского языка и литературы, руководитель творческой группы учителей  Кирпиченко Е.А. и Шавель С.А., учитель истории прошли обучение на курсах АПО, проводимые на базе Полоцкой епархии в Свято-Евфросиниевском монастыре по теме: «Использование воспитательного потенциала православной культуры в образовательном процессе в учреждениях образования». 5 ноября 2014 года  Шавель С.А., учитель истории,  и Овчинникова В.В., учитель русского языка и литературы, приняли участие в работе областного семинара «Методические аспекты реализации христианских принципов духовно-нравственного воспитания в светской школе», состоявшегося в г. Витебске.

Администрация школы постоянно оказывает содействие в пополнении фонда школьной библиотеки и фондаресурсного центра на базе зала Евфросинии Полоцкой литературой по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях белорусского народа.

Тематические недели

С 19.01.2015 по 23.01.2015 гг. в школе согласно плану прошла тематическая неделя начальных классов «Маленькие радости в Рождественские праздники». (Приложение 9). Проведение недели начальной школы стало уже традицией. Она проводится как заранее подготовленный праздник, пробуждающий любовь и интерес к учебе, уважительное отношение к православным праздникам, традициям своего народа. Во время проведения недели очень важно сотрудничество учителей, учащихся и родителей. Примером такого сотрудничества является совместное участие детей и взрослых в играх, праздниках. Данная форма внеклассной деятельности способствует формированию коммуникативных навыков, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает уровень познавательной мотивации, способствует формированию навыков работы в коллективе, развивает творческие способности и духовно-нравственные качества детей.

План проведения недели включал в себя классные часы, концерт, конкурсы на рождественскую тему. Дети познакомились с обрядами и традициями в дни празднования Рождества Христова, разучивали колядки, народные игры, пляски. Была организована выставка творческих работ учащихся начальных классов «Рождественский калейдоскоп». Ребята предоставили свои рисунки и поделки, выполненные с помощью родителей.

Неделя начальной школы прошла весело, организованно и с большим интересом.

На открытие недели учителя Григорян А.А. и Ловшенко Г.Л. подготовили и провели праздник «Рождественские встречи», на котором была представлена яркая и интересная театральная композиция, где учащиеся получили возможность продемонстрировать свои творческие способности, а зрители познакомиться с историей этого чудесного праздника.  В постановке участвовали учащиеся 1-го и 3 –го классов.

В этот день учителя 3-х классов Заруба Т.А и Старанник Е.А. организовали выпуск «Рождественской газеты». На переменах учащиеся увлечённо участвовали в общем деле. Мероприятие показало, что учащиеся сумели подобрать материал, содержащий информацию о происхождении праздника. Были подобраны иллюстрации, стихи, составлены кроссворды.

Во второй день учителями 4-х классов Никрашевич Л.Н. и Вологдиной Н.А. было проведено мероприятие, на котором учащиеся посетили гостиную «Рождественское чудо». Здесь дети просмотрели мультфильм «История Рождества Христова»,  поиграли в игру  «Рождественская ёлка» и представили литературно-музыкальную композицию «Рождественский тропарь».  Учителя Медведская Л.В. и Зуева С.Ю. подготовили для детей рождественскую викторину. 

Также в этот день открылась выставка «Рождественский калейдоскоп», которую подготовили учащиеся 4 Г и 4Д класса под руководством классных руководителей Ходочёк Т.М и Угоренко Л.В.  Многие школьники проявили творчество, смекалку, своими руками смастерили интересные поделки, представили художественные произведения на рождественскую тему и подготовили презентацию своих работ. Выставку посетили учащиеся 2-х и 3-х классов.

Интересно и познавательно прошла в среду развлекательно-игровая программа «Прыйшла Каляда», которую провели В.Г.Бережкова, С.А.Графутко, А.Д.Чабан совместно со своими учениками для 4-х классов, цель которой - приобщить детей к истокам народной культуры, закрепить знания о народных традициях.

Учащиеся познакомились с малыми формами фольклора, с понятием – святки. Через игры прививался интерес к народным традициям, через игру формировались навыки для повседневной жизни.

Ребята пели песни, заклички, играли в игры. Под аплодисменты учащихся и весёлую музыку «ряженые» продемонстрировали свои костюмы.

В четвертый день во 2-3 классах проходили Рождественские чтения «Свет Рождественской звезды», подготовленные учителями Мандрик Н.А. и Громакова Г.П. Ребята узнали о празднике из презентации «Рождество Христово», пели песни, рассказывали стихи.  В конце мероприятия дети сделали сувениры-обереги «ангелочки», на которых участники смогли написать рождественские послания.

А закончилась неделя «Зимним разгуляем», который провели Т.А.Зеленко, Е.А.Кутузова. Дети играли в уличную игру "Собери игрушки", "В гостях у Салохи", «Бой силачей», "Снежком в ведерко" и др. Учащиеся начальных классов активно и с интересом принимали участие в мероприятии. Каждый ребёнок получил возможность самореализоваться в творческой деятельности и социальном общении. В результате праздник получился добрый. «Рождественская неделя» прошла в атмосфере творчества и содружества, общая радость и совместное веселье ещё более сплотили детские и взрослые коллективы, вселили веру в успех, творческие возможности, надежду на дальнейшее сотрудничество.  

Дети с огромным удовольствием приняли участие в коллективно-творческом деле, в котором показали своё мастерство, получили опыт общения с социумом, пополнили свои знания о традициях и обрядах своего народа. Учителя отнеслись с большой ответственностью к подготовке и проведению предметной недели. Мероприятия отмечались разнообразием форм, приёмов и методов, с помощью которых удалось создать праздничную атмосферу, понять учащимся традиции и обычаи народа, приобщить детей и родителей к совместной творческой деятельности (Приложение 10).

Работа школьной библиотеки

Одним из приоритетных направлений, по которому работает библиотека школы, духовно-нравственное просвещение детей, их родителей и педагогов путём создания социокультурной среды, ориентированной на традиционные ценности отечественной культуры.

Деятельность библиотеки направлена на:

  •  восстановление духовных ценностей, ознакомление детей с основами и ценностями Православия;
  •  формирование у учащихся и их родителей бережного отношения к истории и традициям края, приобщение молодого поколения к истокам духовности, сохранение преемственности поколений;
  •  активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных структур.

Способствовать духовно-нравственному воспитанию школьников библиотека старается и в процессе традиционного библиотечного обслуживания.

Реализация целей и задач осуществляется через следующие направления работы:

  • продуманный выбор тематических массовых мероприятий (выставок, бесед, обзоров, утренников, вечеров, диспутов, устных журналов, заседаний клубов и гостиных, презентаций сайтов);
  • включение в традиционные и инновационные формы работы аспектов, связанных с решением проблемы духовности и нравственности как с историческим прошлым, так и с её настоящим.

Продуманная организация массовых мероприятий позволяет привлечь внимание, изучить, попытаться воссоздать те значимые события, которые влияют на становление современной духовной культуры учащегося. Подготовка к ним требует значительной коллективной работы как школы, так и библиотеки.

Духовно-нравственное воспитание начинается с самого простого, с самого малого. В школе дети учатся бережному отношению к учебным и художественным книгам.

Художественные произведения учат учащихся любить друг друга, любить и ценить творчество и труд, воспитывают у детей любовь к своей Родине, уважение к её истории. Воспитание духовности начинается с формирования познавательного интереса как одного из важных мотивов самообразования. Большая работа над развитием творческой активности и исследовательских умений проводится в читальном зале библиотеки, где читатели учатся самостоятельно работать со справочной и дополнительной литературой, учатся выбирать необходимую им информацию.

В соответствии с планом воспитательной работы школы библиотека участвует в подготовке классных часов и внеклассных мероприятий.  Сотрудничая с классными руководителями, библиотека проводит следующие массовые мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, громкие чтения, конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины. Чтение открывает стороны мира, закрытые для любого другого жизненного опыта. Читая вместе и обсуждая прочитанное, мы учимся сотрудничеству, общему делу.

Детям предлагаются интегрированные занятия на основе православной культуры, литературы, искусства (музыка, живопись). При планировании занятий соблюдается преемственность в тематике.

Позитивное отношение белорусского государства к взаимодействию Церкви и школы позволило учиться высокой духовности и культуре не только у преподавателей школы, но и у церковнослужителей, людей высокообразованных, которым есть что рассказать современной молодёжи, опираясь на знания, почерпнутые ими из духовных книг. Учащиеся на занятиях знакомятся с православным краеведением, основами православия, содержанием Библии. Занятия проводятся в форме бесед-экскурсов в историю Православия, православного краеведения.

Традиционными в школе стали следующие направления работы:

  • рассказы о православных праздниках, о жизни и подвигах святых,
  • совместные чтения о святых и подвижниках благочестия белорусского народа,
  • экскурсии и историко-краеведческие поездки по святым местам.

Задачи, решаемые в ходе реализации данных направлений деятельности:

- раскрытие роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций восточных славян и, в частности, белорусского народа;

- формирование активной жизненной позиции, социальной ответственности учащихся, бережного отношения к историко-культурному наследию своего Отечества;

- создание условий для последовательного приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям и формирования гражданского патриотизма.

Используются различные формы взаимодействия с учащимися:

  • диспуты;
  • составление эссе и заочных путешествий по местам православия, паломничеств;
  • написание рефератов и творческих работ;
  • посещение музеев, монастыря, церквей, походы по родному краю;
  • встречи с церковнослужителями;
  • просмотр православных краеведческих видеофильмов;
  • встречи с ветеранами.

Духовно-нравственное воспитание в библиотеке реализуется через систему библиотечных уроков, классных часов с помощью литературы о наиболее значимых событиях истории и выдающихся личностях: Евфросинии Полоцкой, Франциске Скорине, Симеоне Полоцком.

Традиционным стало проведение библиотекой совместно с классными руководителями мероприятий для детей и родителей. Например, «Родительский дом – начало начал» (к Международному дню семьи), интегрированное занятие для мам и дочерей ко Дню матери «Все начинается с матери», интегрированное занятие для отцов и сыновей «На плечах отцов держится мир», итоговое собрание для родителей и учащихся «Любите друг друга». Беседы «Христианская семья» для родителей учащихся начальных классов и «Педагогическая культура родителей как основа формирования личности подростка» для родителей учащихся 6-х классов. В рамках работы с родителями библиотекой совместно с классными руководителями были проведены круглый стол «Духовно-нравственное воспитание и православные традиции», родительское собрание «Как вырастить ребенка духовно-нравственным?», классный час «Родители – самые близкие люди», семейные гостиные «Молитва, храм, дети», «Воспитание и наказание», «Душа ребенка», «Дефицит любви», «Духовное чтение и беседы», «Правила благочестивой жизни».

Совместно с классными руководителями, учителями литературы проводятся уроки нравственности: «Жизнь в раю. Где находится рай?», «Икона- спутник жизни, святыня, главное богатство», «Сила просвещения», «Добро и зло», «Счастье подлинное и обманчивое», «Ценности истинные и ложные», «Душа, душа болит невыносимо!», «Земля истосковалась по чистоте».

Вызывают интерес у детей и заочные экскурсии по святым местам Полоцка и Беларуси. Так, библиотекой совместно с учителями литературы проводятся заочные экскурсии «Полоцк духовный», «Святыни Полоцкой земли», «Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь».

Пользуются популярностью у учащихся и творческие гостиные, проводимые совместно с классными руководителями: «Православное почитание икон», «Что в имени тебе моем?», «Значение сохранения православных и культурных традиций народа», «Встреча на Рождество», «Богородичные праздники», «Православная азбука для маленьких христиан», «Добро и зло».

Например, при проведении познавательного занятия «Что в имени тебе моем?» дети узнали, что за каждым православным именем стоит святой человек, о котором надо помнить, т.к. он является покровителем и помощником в добрых делах; что отмечать необходимо не только свой день рождения, но и святого, т.е. именины. Перед собравшимися выступал священник из Спасо-Евфросиниевского монастыря отец Марк, который рассказал о необходимости возрождения православных традиций.

Этические беседы «Можно ли победить жестокость?», «Добро победит зло», «Молитва есть воспитание», «Мост через великий пост», «Совесть», «Радость», «Добродетели и пороки», проводимые в библиотеке, учат детей мудрости, терпению, доброте.

В знакомстве детей с азами православия, в проведении мероприятий нам очень помогают книги издательства Белорусского экзархата (например, книги Бориса Ганаго «Об образе Божием», «Азбука православия», «Снежный ангел», «Свеча в окне», «Детям о вере», «Детям о крещении») и ряд других книг.

Библиотека постоянно проводит беседы с читателями о прочитанных книгах. Понравившиеся детям книги рекомендуются другим читателям.

Жизнедеятельность школьной библиотеки - это не просто учебные и воспитательные процессы. Библиотека имеет, скорее, духовное измерение: именно в этом месте образование не может и не должно замыкаться в тесных пределах учебного предмета. Здесь оно сочетается с очень разными воспитательными возможностями. Общая задача школы состоит в том, чтобы в библиотеке каждый читатель, будь то пятиклассник или выпускник, нашёл свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности. Только знания, возникающие из чувств и переживаний, по-настоящему развивают у ребенка умение видеть и понимать.

Работа библиотеки и работа школы должны идти в одном направлении. Исходя из того, что школа включена в республиканскую инновационную деятельность по внедрению модели формирования ценностно-смысловых компетенций участников образовательного процесса посредством организации духовно-просветительской работы перед школьной библиотекой встают новые задачи. Одна из них - знакомить школьников с литературой на духовно-нравственную тематику.

Книги серии «Святые. Семейная коллекция» помогают учащимся, педагогам, родителям осмыслить значение православной книги, любить её и прибегать к её мудрости. Они настраивают человека на духовное, на спасение души и показывают пути духовного совершенствования. Серия написана живым, ярким языком. Их авторы – современные российские писатели – повествуют о земном пути и посмертных чудесах самых почитаемых в народе угодников Божиих: святителей, преподобных, блаженных, мучеников и благоверных князей.

Детям необходима такая литература, которая преподаст истины и заповеди христианства в такой форме, в какой человек привык читать в миру; такая литература, где показано преодоление страстей и грехов, где есть счастливый конец, где человек побеждает самого себя, а также литература с хорошим динамичным сюжетом. Православие вообще предлагает всем людям духовно потрудиться над собой. Этому учит и православная литература, и церковные богослужения, и проповеди священников. К православным книгам приходит тот, кто нуждается в них, кто в них находит ответы на свои вопросы.

Мы предлагаем серию занятий, цель которой – знакомство с жизнью и деятельностью святых угодников, посредством чего происходит также и приобщение учащихся к чтению духовной литературы. Целевая аудитория – младшие школьники. Лекторий рассчитан на три года, на протяжении которых каждый месяц учащихся 1-4-х классов будут знакомить с одной из серии книг. Предлагаемые материалы состоят из презентаций, текстов бесед и викторин к ним.

Особый интерес у детей вызывают такие православные праздники, как Рождество Христово и Пасха. Так, в январе текущего года прошла неделя начальных классов. Тема недели – «Маленькие радости в Рождественские праздники». План проведения недели включал в себя классные часы, конкурсы на рождественскую тематику. Учащиеся имели возможность познакомиться с обрядами и традициями в дни празднования Рождества Христова.

В библиотеке была организована выставка творческих работ учащихся начальных классов «Рождественский калейдоскоп».  Ребята представили свои рисунки и поделки. На переменах учащиеся увлечённо участвовали в выпуске «Рождественской газеты». С помощью библиотекарей школьники сумели подобрать иллюстрации, стихи, составили кроссворды о происхождении праздника.

Для учащихся 5-11 классов были проведены беседы «Праздник Рождества Христова», «Дары волхвов», «Вифлеемская ночь», урок духовности «Возле огня рождественской свечи».

В связи с празднованием Светлого Христова Воскресения для учащихся начальной школы в библиотеке в 2013/2014 учебном году был проведен праздник «Свет воссиял великий». Цель мероприятия заключалась в том, чтобы рассказать детям об этом празднике, какие существуют обычаи, как правильно вести себя во время подготовки к нему; рассказать о том, как возник обычай дарить друг другу крашеные яйца, как и чем их красили наши предки, что такое «писанки», «крашенки».

Школьникам было предложено проявить свои способности в конкурсе «Пасхальное Яйцо», где они должны были собственноручно расписать вырезанные из бумаги яйца. Также ребята познакомились с играми, в которые играют только на Пасху.

Для учащихся 5-7 клаасов были проведены беседы «Свет пасхальной радости и надежды», «…И свет во тьме светит», «Пасха Христова», «Пасха, Господня Пасха».

Ежегодно в дни памяти Евфросинии Полоцкой и славянской письменности проходят беседы, викторины, конкурсы стихов, посвященных Евфросинии Полоцкой: «Заступница земли белорусской», «Ззяесвятлом святое імя Ефрасіння», «Святая заступница Белой Руси», «Полочанка, просиявшая в земле белорусской», на которых библиотека знакомит учащихся с жизнью нашей Преподобной Евфросинии Полоцкой. Для проведения часов духовности совместно с учителями русской литературы подготовлены материалы «Художественный образ и имя Евфросинии Полоцкой в ретроспективе времени».

В рамках проведения 23 марта Дня православной книги библиотекой были проведены следующие мероприятия: беседа о жизни и деятельности Сергия Радонежского «Житие преподобного Сергия Радонежского» для учащихся младших классов, беседа-обзор православной литературы «Азбука православия», знакомство с тематикой журналов «Врата небесные» и «Фома». Совместно с городской библиотекой-филиалом № 3 для учащихся 5-6 классов   было подготовлено и проведено мероприятие, посвященное 795-летию Александра Невского – «Святой князь Александр Невский».

Каждое мероприятие, проводимое в библиотеке, подкрепляется оформлением тематической выставки, вот только некоторые из них: выставка -символ «Небесный вестник рождества» (символ Рождества – небесный ангел), выставка «Старинной рождественской открытки».

Книжные выставки и мероприятия, посвященные истории возникновения религии, основным религиозным праздникам: «Рождество Христово», «Светлое Воскресенье», «Благовещение пресвятой Богородицы», «Добродетели и пороки», «Светлая Троица», «Ценности и святыни человека», «Азбука православия». У книжных выставок проводятся тематические беседы, рекомендуются читателям книги, наиболее доступные им по возрасту и изложению материала. 

Помощь библиотеки по изучению православной культуры и активному освоению духовных и нравственных ценностей становится более привлекательной, если позволяет параллельно знакомить и учить ребят через нетрадиционные носители информации, используя новейшие технические средства. Современное образование ориентировано не только на запоминание, повторение, воспроизведение учебного материала, но, главное, на его конструирование и реконструирование. Компьютерные технологии позволяют не просто отыскать материалы по теме и изучить их, но и на их базе создавать свои творческие продукты.

Школьная библиотека стремится помочь ученикам и педагогам в поиске, подборе информации для проектов и презентаций духовно-нравственной тематики. Православный интернет предоставляет огромные возможности для изучения классических духовных материалов. И одна из задач библиотеки состоит не только том, чтобы содействовать в выборе книг, но и в том, чтобы стать верным путеводителем в информационном море, помогая в поиске материалов и выборе сайтов во всемирной паутине. Библиотека предлагает читателям поработать с православно ориентированными сайтами, используя готовые списки таких сайтов, в том числе и сайтом школьной библиотеки, на котором размещается информация о новинках православной литературы, поступающих в библиотеку школы. Особое место занимает сайт культурно-просветительского центра школы, представляющий достаточного много материала для работы по духовно-нравственному воспитанию.

Школьная библиотека стремится стать особой средой образования и развития всех участников образовательного процесса, местом творческого сотрудничества всех участников школьной жизни, что позволяет значительно расширить сферу ее влияния. Исходя из этого, все мероприятия духовно-нравственного направления, проводимые нашей библиотекой, нацелены на воспитание гуманистических качеств, чувства красоты, гармонии, приобщение к национальным и общечеловеческим ценностям. Главное для нас сегодня - поиски оправданных способов влияния на чтение детей и развитие их духовных и нравственных качеств. Уроки нравственности, презентации книг, Дни и Недели памяти, литературные вечера и утренники, часы поэзии и литературные гостиные, развивающие тренинги и встречи с писателями - вот далеко не полный перечень используемых форм работы. Все это позволяет сделать библиотеку не только центром информации в школе, но и центром духовно-нравственного воспитания и общения.

Работа учителей творческой группы

  Педагоги школы в течение года работали в составе творческих групп по различным направлениям.

Так, учителя 1-4 классов работали над реализацией проекта «Азбука духовности» (Приложение 11).

Определена цель инновационной деятельности: создание информационно-образовательной среды по формированию ценностно- смысловых компетенций младших школьников.

         Достижение цели достигается решением следующих задач:

  • изучить и проанализировать материалы, отражающие опыт работы по духовно-нравственному воспитанию,
  • организовать интеграцию вопросов духовно-нравственного воспитания в содержание учебной и внеурочной деятельности младших школьников,
  • разработка методических рекомендаций и дидактического материала для проведения работы по формированию духовно-нравственных компетенций младших школьников.

Важным источником нравственного опыта является учебная деятельность. Нравственное развитие учащихся на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока, личностью учителя. Огромные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал по литературному чтению и учебному курсу "Мая Радзіма - Беларусь". В нём содержится большое количество морально-этических суждений, способствующих развитию интереса к истории родной страны, традициям и обычаям белорусского народа, формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.

         Учителя изучили имеющиеся материалы по данной тематике, которые были ранее наработаны педагогами творческой группы по духовно-нравственному воспитанию, сопоставила их с общим планом воспитательной работы школы и пришла к выводу, что некоторые предложенные темы перекликаются с тематикой курса «Введение в Полоцковедение», тематикой ежемесячных музейных занятий. Также их количество (2 раза в месяц) не дают возможности в полном объёме проводить воспитательную работу по другим направлениям. Поэтому ими было предложено оставить 1 час «Азбуки духовности» как обязательный (базовый), согласно разработанной тематики.

Уменьшение количества обязательных часов, не означает отказа от работы в данном направлении. Наоборот, это даёт возможность каждому педагогу более творчески подойти к данной проблеме. В зависимости от уровня воспитанности учащихся каждый классный руководитель сможет более индивидуально использовать освободившийся час для воспитания у детей необходимых нравственных качеств.

Согласно тематики «Азбука духовности» в сентябре в каждом классе 2 параллели был проведён классный час «Доброе слово, что ясный день», основной целью которого важно было выяснить, какой смысл дети вкладывают в понятие «добро» и «зло». С помощью анкетирования выявить уровень ценностно-смысловых компетенций учащихся.

В октябре  провели классный час «Рука в руке» (формирование у детей потребности жить достойно в мире и дружбе). Также в октябре на параллели 2-х классов мы провели КТД «Если добрый ты», основная цель: донести до учащихся что добро – это одно из важнейших человеческих качеств личности.

Каждый класс готовил стихи о доброте, участвовал в конкурсе пословиц, готовили сценки. В конце мероприятия ребята просмотрели мультфильм о доброте.

Также в октябре на нашей параллели мы провели КТД «Тепло сердец для милых мам» (ко Дню матери). Ребята познакомились с историей христианского праздника Покрова. КТД способствовало воспитанию чувства уважения и любви, бережного и доброго отношения к близким людям.

В ноябре в каждом классе прошёл классный час «Память». Цель: углублять представления учащихся о ценности семьи и соблюдении добрых традиций, объединяющих родных и близких.

В ноябре также приняли участие в общешкольной акции «Добрый след» в рамках Недели добра.

Так учащиеся 2 «А» и «В» классов решили оставить такой добрый след: сделать кормушки и помогать птицам зимой.

Учащиеся 2 «Г», «Д», «Ж» классов подготовили развлекательную программу «Пришла Коляда» и посетили социальный приют; собрали для детей подарки: книги, сладости, игрушки. Также с этой игровой программой выступили на параллели 2-х и 4-х классов в своей школе.

Учащиеся 2 «Б» и «Е» классов решили оказать помощь в озеленении школы.

В декабре провели классный час «Города Беларуси» (цель: углубить представление учащихся о знаменитых и памятных местах Беларуси); устный журнал «Из истории рождественских праздников».

В январе просмотрели выступление школьной агитбригады «Пришла Коляда», продолжили участие в общешкольной акции «Добрые дела» (собрали корм для приюта бездомных кошек и собак); подготовили и провели игровую программу «Зимний разгуляй»(цель: ознакомление учащихся с зимними традициями проведения игр и развлечений на праздники Рождества, Коляды и Крещение).

В феврале в каждом классе прошла беседа «Герои наших дней», конкурсные игровые программы «А ну-ка, мальчики».

В марте классные часы на тему «Я люблю маму милую мою».

Живой интерес и активный отклик вызвали у детей 3-4 класоов мероприятия: "День дружбы. Если с другом вышел в путь...",   "Путешествие в страну Добрых слов", " Жизнь дана на добрые дела", " Земля - наш общий дом", " Душевность и бездушность", " Рождественское чудо",  "Живые голоса участников войны", устный журнал "Профессии наших родителей", "Полоцк - колыбель духовности Беларуси", час истории "Знаменитые предки", игра-путешествие "З Несцеркам па родным краі", акция "Сад добрых дел", творческая мастерская "Рождественский калейдоскоп", "С любовью, Вам!", экскурсия в Музей Великой Отечественной войны г. Минска.

         Творческая группа классных руководителей 5-х классов работа над темой «Формирование духовно- нравственных качеств школьников 5-х классов во внеклассной работе».

Целью их работы стало сформировать представления о духовно- нравственных нормах общения, об этикете, выработать навыки этического поведения и привить нравственный иммунитет в период созревания личности.

Задачи:

Ø Изучать ученика с целью планирования воспитательной работы.

Ø Дать учащемуся знания о духовно - нравственных понятиях, входящих в представление о воспитанности.

Ø Выработать нравственные представления о нормах этикета, навыки культуры поведения.

Ø Дать понятие об опасностях, подстерегающих детей в духовном становлении личности, научить их противостоять им.

Ø Развивать нравственную самооценку, готовить подростка к самовоспитанию, самоанализу; стимулировать самостоятельную деятельность ребенка в социуме.

Ø Обеспечить взаимосвязь моральных знаний, умений и навыков поведения и опыта нравственных отношений со сверстниками и окружающими, повысить уровень социальной комфортности.

Ø Проводить диагностику результатов воспитания.

Ø Приобщить школьников к истории своей семьи, школы.

Ø Создать условия для сохранения и укрепления здоровья; формировать негативное  отношение к вредным привычкам.

Педагогами разработана программа, рассчитанная на три года:

1-й год- пятый класс - переходный период от начальной школы к средней. Хотя учащиеся формально считаются учащимися средней ступени, на самом деле они еще тесно связаны с начальной школой, постоянно нуждаются в опеке и слабо ориентируются в новой для них системе обучения и воспитания (большое количество учителей, кабинетная система, влияние старшеклассников и т. д.). Классный руководитель не имеет возможности постоянно находиться с воспитанниками, и в то же время он должен решать серьезные воспитательные задачи.

Работа была начата с анкетирования. Цель - ознакомление с учащимся, выявление объективных данных о семье, интересах, занятости учащегося в свободное время, отношения к учебе и общественной деятельности, по­желаний   по   проведению   внеклассных мероприятий.

   Деловой поединок «Что такое хорошо и что такое плохо?» дал возможность, используя построение стихотворения В. Маяковского, проанализировать позитивные и негативные явления действительности, пронаблюдать отношение к ним ребенка, скорректировать ошибочные позиции.

    В ходе беседы «Школа – наш дом родной» познакомились с основны­ми традициями школы, на положительных приме­рах из жизни школы формиро­вали позитивное отношение к учебной и общественной деятельности.

Решение проблемных ситуаций и метод столкновения взглядов, позиций, позволил наблюдать за учащимся, их отношением к гуманистическим категориям частности, принци­пиальности на основе предложенных школьных ситуаций.

Сочетая программированные вопросы и беседу с учащимся, выяснили отношение подростка к классному коллективу, характер требований к отдельным членам коллектива и классу в целом; выработка единых целей деятельности коллектива и предложений по их осуществлению.

Просмотр фильма о ВОВ ко дню защитника Отечества - привлек учащихся к проведению мероприятия как один из методов, способствующих переходу знания в убеждение.

Привитие эстетического вкуса прошло в виде подарка маме своими руками.

Воспитание нравственных качеств: взаимопомощи, понимания, сочувствия, верности и др. прошло в виде внеклассного мероприятия, посвященного дружбе.

В современных условиях, необходимо дойти до каждого ученика, создать каждому условия для развития индивидуальных особенностей, сформировать в каждом потребность к самовыражению. Поэтому основной воспитательной задачей педагоги считают реализацию личностно- ориентированного подхода к обучению и воспитанию.

Воспитательная система школы включает в себя воспитание учащихся на уроках, классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях. Отсутствие одной составляющей этой системы приводит к снижению результата всей воспитательной работы.

Творческая группа классных руководителей 6-х классов работа над темой «Формирование духовно-нравственных качеств школьников 6-х классов во внеклассной работе».

В нашей школе совершенствуется работа по созданию развивающей среды, эмоциональному насыщению жизнедеятельности учащихся, обеспечиваются условия для развития творческой одарённости обучающихся. Духовно-нравственное развитие предполагает в первую очередь единство развития нравственных мыслей – чувств – деятельности. На основании этого базируется работа по духовно-нравственному воспитанию учащихся 6-х классов. На классных часах проводятся тематические беседы, дискуссии, круглые столы, посвящённые духовно-нравственной тематике («Скажи мне, кто твой друг», «Традиции семьи и современность»). Один раз в месяц в классах проходят классные часы по духовно-нравственному воспитанию совместно с отцом Марком, на которых на примере христианских ценностей ребята обсуждают моральные и нравственные качества, рассуждают об их значении в жизни человека, задают интересующие их вопросы. Также в этом полугодии учащиеся посетили православную выставку, посмотрели театрализованное представление кукольного театра «Батлейка», узнали много нового, интересного и полезного о православной культуре и традициях. Кроме этого, в рамках проведения Рождественских праздников был проведено мероприятие «Маленькие радости большого Рождества», в котором ребята с удовольствием приняли активное участие, подготовили инсценировки, песенные и танцевальные композиции на Рождественскую тематику. Участвуя в подобных мероприятиях, дети постигают основы моральных ценностей, учатся правильному поведению в различных жизненных ситуациях, развивают умения предвидеть нравственные последствия своих поступков, знакомятся с основами православной культуры и учатся их правильному восприятию.

Творческая группа классных руководителей 8-х классов над темой «Формирование духовно-нравственных качеств школьников 8-х классов во внеклассной работе».

В 2014/2015 учебном году в рамках инновационного проекта по духовно-нравственному воспитанию осуществлялся целенаправленный процесс формирования у учащихся положительных моральных качеств в системе организуемой в школе разнообразной внеклассной деятельности и выработке на этой основе соответствующих личностных качеств. Необходимо отметить, что духовно-нравственное воспитание осуществляется только в процессе включения учащихся в различные виды практической деятельности и организации ее таким образом, чтобы она способствовала формированию у них положительных моральных качеств.

На параллели 8-х классов было проведено внеклассное мероприятие “Сквернословие – это …”. Учащимся было предложено пройти по станциям и выполнить задания, которые носили как теоретический, так и практический характер. В ходе выполнения заданий, учащиеся узнали древнее происхождение сквернословия, о том, что во все времена это считалось негативным явлением в обществе, что скверными словами пользовались только люди с ограниченным словарным запасом, о наказаниях за сквернословие, а также о доказанных наукой фактах негативного влияния скверных слов на организм человека, его самочувствие. В конце мероприятия подросткам было предложено нарисовать плакат “Скверные слова – вы нам вовсе не друзья!”, а также сделать копилку добрых слов.

Учащиеся 8-х классов также посетили выставку “Стенопись. Спасо-Евфросиниевский монастырь”, которая проходила в картинной галерее города Полоцка. На этой выставке учащиеся познакомились с техникой нанесения фресок, которой пользовались несколько столетий назад, а также химическим составом красок, которые использовали мастера. Большое впечатление на учащихся произвела кропотливая работа реставраторов, о которой они узнали из видеофильма. Также учащиеся смогли увидеть фрески, которые были обнаружены при реставрационных работах в монастыре.

В рамках проекта “Дорога к храму” учащиеся посетили Богоявленский собор города Полоцка. Также на параллелях 7-х, 8-х классов было проведено внеклассное мероприятие “Рождество приходит к нам”. В ходе этих мероприятий учащиеся ближе познакомились с таким христианским праздником как Рождество Христово.

Учащиеся 8-х классов также приняли активное участие в акции “Дорогою добра”. Подростки предложили собрать корм и отвезти его в приют для бездомных животных города Полоцка, а также вырастить рассаду цветов для озеленения пришкольного участка.

Таким образом, были созданы положительные условия для формирования духовно-нравственных качеств, учащиеся вовлечены в такие виды деятельности как учебно-познавательная, общественная, трудовая, межличностное общение и культурно-массовая работа. Подростки активно принимали участие в предложенных мероприятиях, проявляли инициативу и заинтересованность в конечном результате.

Учитель белорусского языка и литературы Кирпиченко Е.А., работая в рамках ИД взяла тему «Фарміраванне грамадзянска-патрыятычных якасцей школьнікаў на ўроках беларускай мовы і літаратуры». Ею были определены следующие задачи:

• содействовать укреплению в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов, убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому Беларуси, к традициям своей страны;

• развивать устойчивый интерес к истории края, где они родились и растут;

• стремиться сохранить национальные традиции;

• создавать условия для полноценной социализации личности.

 В течение первого года работы по обозначенной теме работа велась в следующих направлениях:

1. поиск и анализ материалов научных пособий по белорусскому языку и литературе, способствующие формированию гражданско-патриотических качеств школьников;

2. взаимосвязь уроков белорусского языка и литературы, а также внеклассной деятельности учащихся;

 3. использование средств синтеза и анализа в раскрытии понятий: “гражданственность”, “патриотизм”, “патриот”, “большая и малая родина».

Основательное изучение материалов учебного пособия по белорусскому языку для 5 класса показало высокий уровень насыщенности учебника текстами, описывающими природу Беларуси (различные времена года, описание леса, животных, птиц, растений, грибов). Материалов такого рода много, но при этом единичные упражнения посвящены персоналиям (Тишка Гартный, Франтишек Богушевич), географическим названиям (Беловежская пуща, Нарочь). учителю кажется интересным и вполне оправданным в следующем году подбор языкового материала, посвященного знаменитым людям и местам нашего региона (Полоцк, Витебская область).

 Некоторые попытки были сделаны и в этом году. Во время посещения Национального художественного музея РБ было обращено внимание семиклассников на личность и творчество художника Ивана Хруцкого, некоторые произведения которого хранятся в музее. К сожалению, далеко не все школьники знали о том, в честь кого названа улица, на которой находится наша школа и какое отношение к Полоцку имеет этот человек. Через некоторое время (в соответствии с программой по белорусскому языку) необходимо было написать сочинение-описание деревни, города, микрорайона. Елена Анатольевна предложила описать улицу, на которой проживают ученики. Такой вид деятельности требовал знания точную материала о лицах, имя которых носит улица. Многие выбрали именно эту тему и открыли для себя новую информацию о Ивана Хруцкого, Максима Богдановича, Алексея Зыгина, зодчего Иоанна.

Тексты для контрольных изложений (“Василек”, “КинофестивальЛистопад”) в 7 классе использовалисьиз «Контрольно-измерительных материалов”, рекомендованных Национальным институтом образования, но работа не ограничивалась только классическим написанием контрольного изложения и выполнением работы над ошибками после него. Вместе с учениками подбирались слова для словарных диктантов, готовились сообщения об известном кинофестивале и символы Беларуси, поскольку василек - только один из них. Ученики рассказывали также о зубра, аиста, лен, картофель, Национальную библиотеку, которая также стала известным символом Беларуси.

Материалы, находящиеся в учебных пособиях по белорусскому литературы, почти все так или иначе призваны разбудить гражданственность и патриотизм современного школьника. Не секрет, что белорусский язык - это средство общения только на соответствующих уроках. Поэтому уже само звучание белорусского языка - это шаг к осознанию себя белорусом, который понимает свой язык, стремится овладеть ею и интуитивно ощущает необходимость ее существования. Выразительное чтение, пересказ, соответствующая словарная работа, ответы на вопросы - все это очень важно, но школьникам больше всего нравятся творческие работы. Ученики Кирпиченко Е.А. привыкли к тому, что “свое творчество” необходимо презентовать и аргументировать. Картинки, родословные, словари непонятных слов, сообщения - все необходимо донести до слушателя и зрителя.

Еще один ресурс - уроки дополнительного чтения. Наиболее удачными, на мой взгляд, в достижении обозначенной выше цели являются книга Виталия Вольского “Путешествие по стране белорусов” и “Сказки астронавта” Раисы Боровиковой. Отрывки из названных произведений учителем использовались и на уроках языка: тексты для работы по определенной теме, викторины, словарные диктанты.

В достижении поставленной целибольшую помощь оказывает и внеклассная деятельность, которая предшествует учебному материалу или, наоборот, является ее логическим результатом.

Тема Великой Отечественной войны актуально всегда, особенно в юбилейный год ее окончания. В начале учебного года посещение классом кинотеатра “Родина” и просмотр с последующим обсуждением художественного фильма “Брестская крепость”. Во второй четверти была организована поездка в Минск, где был посещены Музей Великой Отечественной войны. Среди учебного года изучение произведения Анатолия Вертинского “Реквием по каждому четвертому”. На конец учебного года планируется экскурсионная поездка в Брест. Такая последовательная работа позволяет образовать своеобразные тематические цепочки в сознании учеников, заставляет их эмоционально реагировать на канкрэтыя события и информацию, связанные с историей родной страны. В этом учебном году в Краеведческом музее Полоцка был настроен выставочный проект «Я - путь, которому век нет покоя”, посвященный личности Янки Купалы, потому периода его жизни, который был связан с нашим городом. Ученики, среди самых известных белорусских аисьменникав завсёлы называют Янке Купале, с интересом узнали о том, что он дважды был в Полоцке и даже некоторое время жил и работал в нем. Информация об известных земляков, с которыми был знаком Янка Купала, и известных места нашего региона, которые посещал и Янка Купала, очень захватили школьников, нашли отклик в их сердцах, позволили с другой стороны посмотреть на известного белоруса.

 В 2015/2016 навульным году учитель Кирпиченко Е.А. планирует продолжать работу в определенных направлениях, но при этом сузить ее только к одной параллели классов для более детальной разработки материалов, направленных на достижение поставленной цели.

Деятельность школы в средствах массовой информации

         Об участии школы в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию можно увидеть в различных печатных изданиях: от региональной газеты «Полоцкий вестник» до «Настауніцкай газеты». (Приложение 12).

Так в статьях отражено участие в проекте «Дорога к храму», в Свято-Евфросиниевских педагогических и Стретеньских чтениях, в Скориновском фестивале, концертах и праздничных программах ко Дню Матери и рождественских праздниках, об открытии в школе недели «Маленькие радости в рождественские праздники», организованном учителями, учащимися и родителями 1-х классов.

ВЫВОДЫ

         На сегодняшний день можно сказать, что в школе сложилась система работы по формированию ценностно-смысловых компетенций участников образовательного процесса, последующим направлениям (Приложение 13).

Инновационный проект, над которым работают педагоги школы, является одной из форм реализации Программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью в сфере общего среднего образования. Он призван оказать методическую помощь педагогам и учреждениям образования, как уже вовлеченным в данного рода деятельность, так и только желающим организовать у себя духовно-образовательные и воспитательные проекты. В ходе реализации проекта ожидается повышение уровня воспитанности участников образовательного процесса и существенные положительные изменения в их духовно-нравственном мире.

Своим девизом учреждение образования может считать слова В.А.Сухомлинского: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности. Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…». Мы стараемся создать в школе атмосферу, где есть святыни души.

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.